Завод, открывший нашему региону новую отрасль, выбирается из пучины скандалов и банкротств
С самого начала история «СтавСтали» отдавала некоторым прожектёрством. На Ставрополье развиты многие отрасли промышленности, но сталелитейного производства у нас не было никогда хотя бы из-за отсутствия залежей руды.
Надежда ставропольской индустрии
Но времена поменялись, и своеобразным нескончаемым месторождением железа стала федеральная автодорога «Кавказ».
Фуры, гружённые металлоломом, потянулись по ней ещё в 1990-х.
Ржавеющие остатки былого величия нескончаемыми потоками шли в Новороссийск, где по бросовой цене покупались турками с целью дальнейшей переработки.
Первыми оценили ресурсы этой «золотой жилы» на Кубани, и в Абинске был построен огромный металлургический завод, который довольно быстро стал приносить прибыль и вообще стал одним из флагманов строительной отрасли региона.
В 2010 году появился аналогичный проект на Ставрополье. По задумке, новый завод перехватывал «железный поток» выше по течению, чтобы превращать металлолом в нужные нашим строителям арматуру, швеллеры и прочие подобные изделия.
Место было выбрано идеальное: индустриальный парк в Невинномысске.
Он располагается в непосредственной близости от трассы «Кавказ» и крупного железнодорожного узла, инфраструктура достаточно развита, а коммуникации имеют запас мощностей, позволяющий создание ещё не одного промышленного гиганта.
Спустя 4 года заработала первая очередь нового якорного предприятия в индустриальном парке, а в 2016 году была запущена электросталеплавильная печь – самое сложное и дорогое оборудование в регионе.
Специально для неё построили отдельную подстанцию. Несмотря на многомиллиардные вложения, как бизнес-проект «СтавСталь» была идеальна.
Продуманная логистика, обеспеченный спрос, всяческая помощь от краевого руководства и всенародная поддержка буквально обрекали его на успех.
Новизна и отсутствие на Ставрополье нужных компетенций лишь добавили заводу популярности: несколько десятков высококвалифицированных специалистов «выписали» из других регионов, а в местных учебных заведениях начали формировать программы под новую отрасль.
Для Невинномысска, который только начинал выбираться из постперестроечной депрессии, «СтавСталь» стал символом возрождения.
Обманутые ожидания
Но вместо производственных рекордов новый завод всё чаще напоминал о себе скандалами, связанными с долгами и задержками зарплаты. Несмотря на все старания краевых властей, положение со временем лишь ухудшалось. Как выяснилось в итоге, борьбу за выживание предприятия вели с его собственным руководством.
Владельцем завода был русско-украинский олигарх Олег Мкртчан, который воспользовался этим проектом, чтобы провести аферу в лучших традициях конца прошлого века.
В декабре 2011 года «СтавСталь» взяла крупный кредит в Сбербанке. В апреле и мая 2015 года – ещё два. Их общая сумма превысила 7 млрд руб., а залогом выступило недвижимое имущество предприятия, включая землю, на которой оно построено.
Параллельно на аналогичных условиях были взяты 2 млрд руб. у Промсвязьбанка. На эти средства через подставных лиц были выкуплены права требования у Сбербанка с большим дисконтом – всего за 1,9 млрд рублей.
Как позже выяснило следствие, в финансовых махинациях Олега Мкртчан всё это были лишь эпизоды. Так, в 2009-2013 гг. Мкртчан и его партнёры под видом легальных сделок вывели более 1 млрд рублей из привлечённых на модернизацию своих компаний кредитов Внешэкономбанка через подконтрольный офшор.
В его деле фигурируют и более крупные суммы. Речь идёт о хищении 60,7 млрд рублей, переправленных из ВЭБа в кипрскую Margit Holdings Ltd, а оттуда – Алчевскому металлургическому комбинату, входившему в Индустриальный союз Донбасса.
На этом фоне «мелочью» кажутся 24 млн рублей, которые «СтавСталь» задолжала своим сотрудникам. Но для 766 рабочих это – единственный источник существования.
Они написали открытое письмо в краевую прокуратуру и Администрацию Президента, где рассказали о катастрофической ситуации на предприятии.
В феврале 2018 года Мкртчан был заключён под стражу, а Басманный суд Москвы наложил арест на всё его имущество на общую сумму свыше 8 млрд рублей, включая «СтавСталь».
Одной из причин того, что всё это стало возможным, стала «тепличная среда» индустриального парка. Резидентов не кошмарят проверками, им предоставляют множество льгот.
- Это помогает встать на ноги, но в итоге если такое предприятие пустить в конкурентную среду, то вряд ли оно способно выжить, - считает председатель Ставропольского регионального отделения «Опоры России» Николай Сасин.
Борьба за выживание
У таких историй обычно печальный финал. Арестованное имущество распродаётся в счёт погашения долгов, новые собственники распоряжаются им по-своему.
Но завод-символ, открывший целую отрасль для региона и обеспечивший работой сотни людей – это не фирма-однодневка. «СтавСталь» нужно было спасать.
Пока краевое руководство вело переговоры и старалось сделать всё возможное, чтобы завод не пал жертвой махинаций своего бывшего собственника, на самом предприятии пытались сохранить коллектив и производство.
С августа по ноябрь 2018 года было выплачено 45 миллионов рублей в счёт погашения долгов по зарплате. Параллельно с этим достраивались все объекты, необходимые для получения государственного заключения о соответствии.
В ноябре был снова запущен прокатный цех, который простаивал уже целый год. В электросталеплавильном цехе смонтировали новую кабельную линию.
С сентября 2018 по март 2019 года на одно только переобучение сотрудников потратили свыше миллиона рублей. Полным ходом идёт работа по переоснащению производств и автоматизации.
Завод показал, что не собирается стать очередной жертвой крупных аферистов. Он хочет не просто выжить, а развиваться.
В прошлом году он произвёл 240 тысяч тонн стальной заготовки – почти вдвое больше, чем годом ранее.
Объём отгруженной продукции вырос в полтора раза. И это на предприятии, арестованном судом и признанном банкротом.
- Перед СтавСталью» сегодня стоит задача сохранить производственный комплекс, а главное, обеспечить персонал бесперебойными выплатами заработной платы. Также руководство ставит перед собой цель сохранить позиции на рынке металлургического производства юга страны, - так прокомментировал ситуацию нашему изданию министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Виталий Хоценко.
«СтавСтали» ещё предстоит выбраться из чреды судебных процессов и имущественных конфликтов.
Но за свою недолгую и отнюдь не безмятежную жизнь завод доказал свою состоятельность и право на будущее ставропольской металлургии.
Ранее на Ставрополье при участии руководства региона была урегулирована аналогичная конфликтная ситуация с Лермонтовским гидрометаллургическим заводом: сегодня предприятие стабильно работает, все компетенции и рабочие места сохранились, полным ходом идёт модернизация производства.