Эффект восприятия картины увеличивается если знаешь, как ее читать.
Эжен Делакруа, серьезно постарался над революционными символами, когда писал «Свободу на баррикадах». Все эти символы наполняют картину мощью и энергетикой. Произведение художник создал через три месяца после Французской революции, которая случилась в июле 1830 года.
Картину Делакруа выставил в знаменитом Парижском салоне, где она сразу привлекла всеобщее внимание. Французское правительство посчитало, что такое произведение должно висеть в Люксембургском дворце и купило «Свободу» за 3000 франков.
Ветер перемен изменил свое направление. Картину стали считать слишком провокационной и решили, что лучше ее держать в другом месте. Художник отдал полотно на хранение своей тетке Фелисите до лучших времен.
Лучшие времена для «Свободы» настали с новой революцией в 1848 году и народ снова смог оценить ее мощь. В 1855 году картину еще раз выставили в Парижском салоне, а в 1874 году картина пополнила коллекцию Лувра.
Ну а теперь, собственно, о символах и наполнении полотна.
На переднем плане, через горы трупов, с триколором и винтовкой идет Марианна, которая олицетворяет собой Французскую республику и ее девиз «Свобода, Равенство, Братство».
Лицо для Марианны, Делакруа писал с французской революционерки Анны Шарлоты. Прачка, которая вышла на баррикады, после того как королевские солдаты убили ее брата. Бесстрашный поступок этой женщины послужил примером для многих революционеров.
Полураздетый труп юноши на картине, это и есть брат Анны Шарлоты. Он в одной рубахе, потому что остальное растащили мародёры. Так художник показывает, как низко может пасть народ во время социальных потрясений.
В Марианне, Делакруа совместил античную богиню и бесстрашную свободу в лице женщины из простого народа.
У Марианны обнаженная грудь, это говорит о том, что свобода ни чего боится и готова встретить врага с «голой грудью» и лицом к лицу.
Босые ноги женщины, говорят о ее принадлежности к простому народу. И в то же время ее можно сравнить с античной богиней, которые ходили босиком.
На голове «Свободы» красный колпак, его еще называют фригийский колпак, такие головные уборы носили освободившиеся рабы в древнем Риме. Во время французской революции эти колпаки стали символом свободы.
«Свобода, Равенство, Братство», этот символ Делакруа повторяет в картине несколько раз. Марианна, триколор в ее руках и три социальных класса, которые были недовольны политикой Карла X и свершили революцию.
Мужчина в берете символизирует рабочий класс. Такие головные уборы носили работники типографии, они первыми лишились работы и вышли на улицы.
Мужчина с ружьем и в цилиндре - автопортрет самого художника и символ буржуазии. Хотя Делакруа и ни принимал участия в уличных стычках, он все же хотел быть причастным к революционерам и поддерживал их идеи, поэтому изобразил себя на картине.
Юноша в двууголке - студент, он символизирует собой интеллигенцию.
Эти три социальных класса показывают на картине народное единство, готовое бороться за общие интересы.
Умирающий революционер в красном платке, держится из последних сил и с надеждой смотрит на «Свободу». Этот персонаж говорит о том, что люди вышли на улицы сражаться до победного конца и готовы отдать жизнь ради свободы нации.
Мальчик с пистолетами символизирует собой пылкую юность и надежду на победу. Делакруа не зря пишет свободу и юность рядом, ведь эти образы всегда идут вместе. Иногда дерзость юности идет быстрее своей свободы, что тоже видно у художника.
Юноша с двумя пистолетами вдохновил Виктора Гюго и послужил прообразом для Гавроша в романе «Отверженные». А сама же Марианна, Эжена Делакруа, вдохновляла французского скульптора Фредерика Бартольди, когда тот создавал знаменитую «Статую Свободы».
Картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» хранится в Париже в Лувре.
Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.
Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.