Найти тему
Душевный мазохист

По ту сторону добра

Российская тюрьма - отдельное место, государство в государстве, со своими правилами, законодательной, исполнительной и судебной властью. Тюрьма живет своей, отдельной и только ей понятной жизнью, живет годами и десятилетиями. Сколько в ней прожито жизней и сосчитать нельзя.

В настоящее время в России есть тюрьмы общего, строго и особого режимов. Мне бы хотелось остановится на тюрьмах общего режима, а именно на женских колониях. Женская тюрьма - это вообще разговор особый, от тюрем мужских отличается очень сильно: и привычками и понятиями и принципами жизни.

Женщина, которая побывала за решеткой один раз, еще может найти себя в этой жизни. Женщина, которая посещала колонию неоднократно, к нормальной жизни не возвратиться уже никогда. Хотя им в колониях оказывают любую социальную помощь: поиск родственников и детей, назначение и начисление пенсий по старости и по инвалидности, любая психологическая помощь, но это все "метать бисер перед свиньями". По выходу возвращаются быстро очень и очень многие. Не потому что в тюрьме хорошо (а там неплохо, несмотря на все ролики и выступления отдельных личностей), а потому что "на воле" плохо. Кто их там ждет? Кто возьмет их на работу? В колониях они получают много разных специальностей и некоторые из осужденных действительно мастера своего дела, например, швеи, повара, парикмахеры - и этому всему их научила тюрьма и годы и годы практики. Перевоспитать взрослого человека невозможно, нет таких методик, а просмотр фильмов социальной направленности и лекции о вреде того или иного чушь несусветная. Жизнь у многих уже прожита и прожита именно так, в тюрьме.

Это определенные женщины, часто так истрепанные жизнью, что по судьбе каждой можно написать книгу. И треплют эту свою жизнь они сами, своими руками. Возраст по внешнему виду определить невозможно, они все старухи. Смотришь на одну, думаешь ей лет 65, смотришь дело, а ей 35. И диву даешься. Молодо выглядят уж совсем девочки, они еще не успели, но они наверстают, годам к 30.

Отношение к детям у таких женщин в тюрьме особое. Только в тюрьме оно и наступает это отношение. На свободе они, к сожалению, все бездетны. Исключение - цыганки. Они начинают искать когда -то брошенных детей по детдомам, слать им ненужные самодельные игрушки. Но это только в тюрьме. За воротами они вновь бездетны.

Да, колония это не санаторий. Здесь им не рады. Сюда их не звали. Здесь их не ждут. Но они идут сотнями и сотнями тысяч. Женские тюрьмы - дело печальное. Простые русские бабы, променявшие мужей, детей, родителей и свободу на казенные каши и хождение строем под песни давно ушедших 90-х.