Международные платежные системы Visa и Mastercard обяжут российские банки выпускать только карты, использующие NFC-технологию, – то есть бесконтактные, позволяющие оплачивать покупку в одно касание.
По словам источников журналистов газеты «РБК», Visa вводит новые правила уже с 13 апреля, а Mastercard – с 12 апреля 2021 года.
Как пояснил председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров, Центробанк не требует от кредитных учреждений выпускать именно бесконтактные карты, хотя обязательное требование –оснащать карты чипами – существует. Потому-то банки выпускают как обычные карты, так и карты с NFC-технологией.
«Выпуск контактных карт дешевле, чем бесконтактных. А значит, требование платежных систем отразится на тех финансовых организациях, которые продолжают выпускать контактные карты для отдельных клиентских сегментов в целях оптимизации своих расходов», – отмечает эксперт.
Как пояснил источник в ВТБ, действительно, заготовка бесконтактной карты стоит в 1,5–2 раза дороже заготовки контактной карты. При этом стоимость выпуска «пластика» зависит от многих факторов – платежной системы, типа карты, тиража, применения дополнительных эффектов и множества иных нюансов. Однако главное влияние на стоимость оказывает цена чипа.
В то же время, на что обращают внимание эксперты, сам выпуск таких карт и их обслуживание ничем не отличаются от контактных, а расходы окупаются более высокими показателями использования.
Исходя из опроса представителей различных российских банков, можно сделать вывод: на «бесконтакт» приходится подавляющая часть карт крупных финансовых организаций. Так, только «пластик», поддерживающий NFC-технологию, выпускают в Райффайзенбанке и Промсвязьбанке. Совкомбанк в 2018 году выпустил более 99% бесконтактных карт от их общего числа.
Что касается ВТБ, то уже в прошлом году доля бесконтактных карт составляла 90% от всех выпущенных, а в нынешнем банк выпускает только бесконтактные карты.
Вот и получается, что для крупных финансовых организаций новое обязательство со стороны платежных систем обузой не станет.
В то же время, как указывают эксперты, обязательный переход на бесконтактные технологии станет вызовом преимущественно для небольших и региональных банков.
Впрочем, переводя банковских клиентов на бесконтактные платежи, Visa и Mastercard, естественно, в первую очередь думают именно о себе – ведь таким образом они создают для себя дополнительный источник выручки: клиенты из-за удобства сервиса многократно повышают число спонтанных и эмоциональных покупок, а часть комиссий за это получают платежные системы.
По данным Mastercard, в России бесконтактные оплаты картами или смартфонами в последнее время превышает половину всех операций. Технологию делают востребованной простота, удобство и безопасность.
Да и Visa осенью прошлого года сообщала, что наша страна находится в тройке государств-лидеров по количеству бесконтактных платежей, которые совершаются как с помощью бесконтактных карт, так и с помощью смартфонов.