Виртуальный интеллект, сокращённо «Вики», – таким электронным помощником теперь могут воспользоваться югорчане. К примеру, если необходимо найти информацию о нужном портале или выяснить, как записать ребёнка в школу. Чат-бот заработал на официальном сайте правительства Югры. Общается «Вики» в режиме реального времени, отвечает текстовыми или голосовыми сообщениями. А в будущем, обещают разработчики, сможет даже поддержать разговор.
Найти номер телефона или узнать цены на бензин – всё это Вусалу Османову удобно делать, не выходя из-за компьютерного стола. Молодой человек много времени проводит за работой, иногда не успевает даже записаться к врачу. Теперь в этом ему поможет искусственный интеллект.
Вусал Османов, житель Ханты-Мансийска:
«Всю важную информацию можно получить намного быстрее, чем если искать её на самом сайте. Я попробовал, так намного дольше, нужно произвести три-четыре клика, чтобы дойти до цен на заправку. А с помощью этого поисковика можно просто ввести «цены на топливо» и сразу увидеть все нужные сведения».
«Вики» – это чат-бот новой нейронной сети, электронный помощник, который появился на официальном интернет-портале правительства Югры. Его начали разрабатывать год назад, когда поняли, что необходимо сделать государственные услуги более доступными. Программу научили распознавать текст, устную речь и формулировать запросы. Такое обучение займёт ещё около полугода.
Андрей Мельников, директор Югорского НИИ информационных технологий:
«Компьютерная программа сама учится, что и как ей делать. То есть не программист пишет «если нужно то-то, то надо сделать то-то», а сама программа понимает, как надо реагировать. Но это потребовало разработки очень сложного математического аппарата. К примеру, последняя крупнейшая в мире нейронная сеть, которая распознаёт естественную речь, включает в себя более полутора миллиардов условных нейронов. Это цифра, в некотором смысле фактически сравнимая с количеством нейронов в головном мозге человека».
«Вики» способна найти информацию о получении разрешения на строительство, ценах на топливо, контактах чиновников, зачислении в школу и детский сад, записи к терапевту и в ЗАГС. Но даже на эти запросы она отвечает по-особенному: старается войти в положение человека, побеспокоиться за него или поздравить:
- Регистрация брака.
- Мои поздравления! Это прекрасное решение. Теперь осталось самое простое – электронная запись на регистрацию брака.
Иными словами, «Вики» предоставляет информацию о самых востребованных сервисах портала и в режиме реального времени отвечает на вопросы посетителей в текстовом или голосовом варианте.
Павел Ципорин, директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры:
«Наша задача – чтобы о любом взаимодействии граждан с государственными услугами, с государственными сервисами «Вики» знала и сообщала жителям по любой услуге самые простые три – пять шагов, которые необходимо сделать, чтобы получить ту или иную услугу. То есть мы хотим, чтобы она знала всё. Это некий такой большой поисковик в госуправлении».
Занимаются разработкой нейронных сетей в Югре с 2013 года, но использовать их в сфере государственных услуг решили впервые. В планах у разработчиков – внедрить в программу ещё больше услуг и сервисов и научить «Вики» работать в электронном приложении для удобства югорчан.
Источник: http://www.ugoria.tv/news/video/33507/