В июне будет семь лет с момента выхода на телеканале HBO первого сезона сериала "Служба новостей". Было бы преуменьшением сказать, что сериал раскритиковали. Джейк Таппер, в то время корреспондент ABC News, в рецензии для The New Republic разнес сериал в пух и прах: "Аарон Соркин (создатель сериала) провозглашает политический альтруизм, а на деле выдает чистую ангажированность. Восхваление "четвертой власти" свелось к критике Республиканской партии." Эмили Нассбаум ( The New Yorker ): "Мир, созданный Соркиным, состоит из гордых, надменных умников. Шоу держит зрителей за дураков. (“The Newsroom” treats the audience as though we were extremely stupid"). И так далее, и тому подобное. За сериал заступился легендарный журналист и телеведущий , CBS Дэн Разер: "Я провел в ньюсрумах большую часть моей сознательной жизни. Головокружение от успехов и жестокое разочарование, когда дела идут из рук вон плохо, все это мне знакомо. Основываясь на моем опыте, Соркин и компания все поняли удивительно точно." В своей рецензии Дэн Разер отдает должное создателям за то, что они подняли, пожалуй, главную проблему - может ли служба новостей продолжать служить обществу, если ее главная функция свелась к погоне за рейтингами? Можно ли сохранить демократию без хорошо информированных избирателей? Показателен диалог уже в первом эпизоде первого сезона:
Маккензи МакХейл: "Я лучше буду делать хороший продукт для ста человек, чем плохой для миллиона"
Уилл Макэвой: "Мы здесь не некоммерческий театр. Мы делаем телевидение, живущее за счет рекламы"
Мы не идеальны, но мы можем лучше. Мы должны стремиться к лучшему. Нельзя позволить цинизму внутри нас победить. Об этом, обращаясь к нации, говорил президент Обама. Об этом же через своих персонажей говорит и Соркин. Сегодняшняя партия Трампа - это партия победившего цинизма. В десятой серии первого сезона ведущий новостей Уилл Макэвой говорит, обращаясь к зрителю: "Я не стыжусь называть себя республиканцем, я верю в верховенство закона и свободные рыночные отношения. Но сегодняшние республиканцы являются таковыми лишь по названию с их отрицанием эволюции и науки, безразличием к фактам, боязнью прогресса, демонизацией образования и агрессивной ксенофобией.." То, что журналист Джейк Таппер счел однобокой критикой республиканцев, оказалось суровым пророчеством. Во второй серии первого сезона, обсуждая законопроект штата Аризона "о безопасности границ", один из персонажей (бывший полицейский Росс Фернхольм) буквально произносит следующее: "Мистер Макэвой, давайте возьмем и построим стену! Китайцы вон смогли." Звучит знакомо, не так ли?
Нельзя сказать, что Соркин критикует только республиканцев. В первой серии первого сезона, в сцене дебатов в северо-западном университете Уилл Макэвой, обращаясь к представительнице демократов, спрашивает: "Знаете, почему либералов не любят? Они не выигрывают. Если либералы такие умные, то почему проигрывают раз за разом?" Ответить здесь, собственно, и нечего.
"Служба новостей" - это сериал о телевидении, делающим мир лучше.
Чарли Скиннер: "Ведущие со своим мнением появились не вчера. У Мэроу оно было, и он положил конец карьере сенатора Маккарти. Кронкайт приблизил окончание вьетнамской войны."
Уилл Макэвой : "Но я не они."
Чарли Скиннер: "Ставлю все на то, что ты ошибаешься."
"Служба новостей" - это сериал о телевидении, говорящем зрителям правду. Даже когда это невыгодно.
В четвертой серии первого сезона, рассказывающей реальную историю покушения на конгрессвумен Габриэль Гиффордс, владелец телекомпании требует от Уилла Макэвоя сообщить в эфире неподтвержденную информацию о ее смерти. Ссылаясь всего лишь на один источник, так сделали другие телекомпании, и "каждую секунду твоего отставания тысячи людей переключаются на канал, который поспевает". Уилл отказывается. "Получи мне официальное подтверждение, иначе я не стану объявлять о смерти." Владелец телекомпании в поисках поддержки оборачивается к продюсеру. Тот соглашается с Уиллом. "Это человек. Доктор констатирует её смерть, а не новости." Из больницы приходит официальное сообщение, что конгрессвумен Гиффордс жива, ее готовят к операции. Уилл Макэвой сообщает об этом зрителю. Мог бы погнаться за рейтингом, но сказать правду и сохранить доверие зрителя было важнее. Каждый раз при просмотре этой сцены бегут мурашки по коже.
"Какой материал выпускать в эфир мы будем решать, руководствуясь простым фактом: для демократии нет ничего важнее информированных избирателей. Мы будем защищать факты против домыслов, инсинуаций, преувеличений и вздора. Я не буду менять свою точку зрения, но приложу все усилия, чтобы показать отличные от моего мнения информированных людей." - Уилл Макэвой.
"Служба новостей" - это сериал по персонажам которого начинаешь скучать немедленно после окончания шестой (последней) серии третьего сезона. На все просьбы о продолжении Аарон Соркин отнекивается, дескать, занят постановкой "Убить пересмешника" на Бродвее, да и много других планов. И, наверное, правильно. В жанре "сериал о телевидении" он уже все сказал. И сделал это гениально.