"Я не алкоголик!". Вот это смелое заявление я услышал от нового пациента, которого выводил из запоя на днях. Отрицание – самая распространенная модель поведения среди страдающих зависимостью. Он пил почти неделю, вызвал меня сам, потому что надо было выходить на работу, а все равно: «Я не алкоголик!».
Да, у него была причина – смерть друга, который разбился в дорожной аварии. Но запойным вот так просто не становятся. Это невозможно. Если человек не страдает алкоголизмом, то он не сможет пить несколько дней подряд. Уже на второй день организм «встанет на дыбы», и будет отвергать новую порцию алкоголя. По идее, даже нюхать не захочется, потому что сразу же возникнет рвотный рефлекс.
А если пошло «как по маслу», значит запой не первый раз. Но все равно ложь и отрицание. Как будто признание перед врачом-наркологом собственной зависимости наносит удар по самолюбию. В этом вся проблема моей спецификации. Вот гастроэнтеролог поставит пациенту диагноз «язва» и все! – никто не сопротивляется, не кричит – "Я здоров!". Принимают. И лечатся.
А в наркологии не так. Сначала надо преодолеть барьер пациента.
И если бы вы знали, сколько времени теряется на эти бесполезно-тщеславные препирательства! Того самого времени, которое необходимо на лечение. Пациент отрицает, а болезнь прогрессирует. И не просто прогрессирует – поражает органы и системы.
Вот при осмотре выявил у этого пациента явные проблемы с сердцем. Скажу ему – пойдет к кардиологу. Тот поставит диагноз, назначит лечение. А пациент даже и не скажет кардиологу, что у него проблемы с алкоголем.
Частенько таблетки запивают спиртным.
Как помешать человеку гробить свое здоровье? А никак. Нет у врачей такого полномочия. Поэтому мне придется смириться с этим «Я не алкоголик!», и ждать, пока, наконец, не прижмет его так, что он перестанет отрицать, перестанет губить свою жизнь, и начнет наконец-то лечение.