Найти тему
Взгляд в глубокое

Похвалить ребенка - всегда ли правильно?

Для меня эта мысль не вызывает сомнения. Как можно не признавать то, что получилось у малыша? А может это уже школьник и у него более серьезные достижения? Ведь это же мой ребенок! Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Сначала немного о разнице в возрасте, а затем о том, почему даже в этом вопросе есть хорошее и плохое.

От мала до велика

Думаю каждая мама помнит время, когда малыш только ползал или изучал первую книжку, играл в простые игрушки. Тогда каждое действие было успехом и великим достижением. Все просто: получилось - умиляемся и восторгаемся. Ведь он познает огромный мир и у него получается!

Но вот ребенок уже стал постарше. То, что было раньше, уже совсем незначительно и обыденно. Дела более серьезные и не всегда уже понятные такому существу как взрослый. Ведь мы заняты своими повседневными делами, а ребенок вполне освоился в этом мире, может играть сам и с друзьями. Мы не на одном с ним уровне, поэтому иногда трудно понять - в чем же достижение?

Кто-то может не особенно замечать ребенка, считая его дела слишком простыми и детскими. Или отпускать согласное: "Угу! Ага! Ну да, молодец что сделал". Интересно, что многие взрослые при этом сами ищут признание и не находят. Очень сложно делиться тем, чего ты сам не получаешь.

Но кроме этого нам есть на что обратить внимание, об этом чуть ниже.

Возможно, это лишь мой опыт и мои ошибки, которые стараюсь замечать и исправлять. Но всегда ли мы замечаем успехи без критики? За что хвалим и что поощряем? Ребенок нарисовал целый лабиринт для военной операции, а маму смущает, что криво нарисовано. Да и домашнее задание еще не сделано. Мне стало стыдно, когда я осознала такую реакцию. Поэтому я просто обняла сына и выслушала историю спасения из плена солдат. Там оказался целый мир!

Технический подход

-2

С практической точки зрения похвала - это поощрение и подкрепление правильных действий. Звучит немного цинично, но так и есть. С раннего детства человек постепенно определяет для себя границы правильного. Меняется ситуация, а значит снова требуются ориентиры. Поэтому ребенок приходит из школы и ждет как мама отреагирует... на 4? Исходя из этого он будет дальше составлять свою систему ценностей.

То есть похвала - это и мотивация делать что-то лучшее, и осознание "ценности" того или иного поступка. Поэтому так важно... не захваливать!

Осторожно: Ведь мы все знаем ситуации, когда родители восторгаются любыми действиями уже достаточно взрослого ребенка. Это может быть опасно тем, что реальная "цена" остается размытой. Поэтому и не стоит прилагать усилия к свершению чего-то более серьезного. Ведь рады и гораздо меньшему. Постепенно исчезает мотивация и появляется то, что сейчас называют инфантильностью. Оно вам надо?

Что и как?

Я считаю, что ребенок должен знать и светлую и теневую сторону. Хвалю несомненно, но по делу. Конечно, чем старше ребенок становится, тем и ответственность и спрос больше. Но зато и признание он получает в полной мере. Главное этот момент увидеть, остановиться, обнять, поблагодарить от всего сердца за помощь или показать как для тебя важны его успехи.

Успехи в чем?

Не могу об этом не сказать. Ведь как только приходит пора идти в школу, то появляется универсальное мерило успеха: молодец или не очень. Тут и в сторону не отойдешь. Принес пятерку - молодец! Удобно, общепринято и понятно, только неправильно.

Правда идея всеобщей схожести несколько отупляет. Можно взять болванку и создать из нее куклу, а то и несколько. Вот только каждый ребенок уникален, а школа лишь намечает контуры. Не всегда этот талант можно раскрыть в стандартном подходе. Плохая оценка может расстроить, но действительно ли она определяет будущий успех или является лишь общепринятым шаблоном?

Если моя статья Вам понравилась или оказалась полезной, то не забывайте поставить лайк и подписывайтесь на наш канал!