Анна Григорьевна Горенко (Карпа). Зеркальное имя. Непонятное и незнакомое. Знакомое как бы -издалека… Насмешливое. Перекличка, пересмешник. Стоп. Что знаю о ней? Что незнакомо? Не заведомо? Насмешливо? Три строки? Да, именно три. Что-то от Сафо.
След от бритвы безопасной
На предплечье у меня
Запах жести безобразный
От постельного белья –
Над моей кроватью стены
Все изъедены слюной
Шевелящееся сено
Русской речи неродной
Мне приносит голубь мира
Только воду в рукавах
Дайте же кусочек сыра
Выживать на островах
Поэт, странник, странница… Не сотворившая своё житие. Все сотворившая наоборот, отзеркалившая миф о прекрасной поэтессе, чья подлинная фамилия была ее взята в шутку псевдонимом. Жила с 1990 – х годов в Израиле, где была очень популярна среди русскоязычных поэтов и часто выступала со сцен всяческих литсообществ, читая свои стихи. Майя Каганская, критик и литературовед, встречавшая Анну в годы израильских скитаний, очень тепло, и изумительно ясно, в отличии от других критиков и современников, пишет о ней: «Мне очень нравились ее стихи и нравилась она сама. Очень. Нравилась, как человек, такие стихи замысливший и записавший.»
«Но – отмечает М. Каганская, - в отличии от поэтов эстрадного склада и дарования, интонациями и жестом добавлявшими своим стихам смысл и вес, Анна Горенко своим стихам жизнь не облегчала и не украшала…
Не то чтобы она читала плохо, нет, просто соотношение было совсем другим, скорее, стихи читали и чтили ее, держали на плаву, будто выталкивали на поверхность из каких-то темных и опасных глубин…
…в том, что ее поэзия меня пленила, - пишет далее М. Каганская, - для меня самой кроется неожиданность, загадка…» Не очарование, не обаяние, а именно – плен. Так мы выхватываем в толпе красивое лицо мгновенно, отличаем музыку от шума» Но этот плен не страшный. Он -райский.
***
И здесь я согласно и отчаянно вторю М. Каганской, отгадывая сердцем, наитием, истинность, непреложную подлинность стихов Горенко, записанных на сигаретной пачке, обрывке тетрадного листа, на обороте телефонного счета. Они головокружительны, как подъем в райский сад, ведь сад этот, по апокрифной легенде расположен на горном плато.
В этом райском саду есть и ангел в золотых одеждах, роняющий качели, и сонный шмель, словно вылетевший из тайного улья золотым летом, и лодка, качающаяся на волнах, датская, детская? Ноев ковчег? В поэтике Горенко – Карпа есть что-то балладное, романтическое, что-то от Жуковского, Пушкина, Вальтера Скотта, Кольдриджа?
шведская датская лодка гуляет во тьме
чёрная бабочка рядом со мной на стене
знай я носящихся лодок боюсь и огня
бабочек справа и слева и возле меня