Чернокожая девушка в образе Германии, узники концлагеря, ракеты «Фау-2», овчарки и саркофаг, уплывающий в космос. «Раммы» обожают эпатаж и провокацию, но больше всего группа любит выстраивать многослойные смысловые конструкции. Наши авторы попробовали разобраться в новом клипе немцев, а заодно рассмотреть видеоряд с исторической точки зрения.
Эхо Тевтобургского леса
Новый клип группы «Раммштайн» начинается с мрачных кадров Тевтобургского леса. Там, в 9 году н. э. Арминий заманил в засаду и разгромил легионы Вара. Трагическое поражение римской армии — и культовая победа германских воинов. На экране указан 16 год н. э. Именно тогда римляне взяли реванш, разгромив германцев при Идиставизо («долине Дев»). Они вновь вернулись в эти земли, где обнаружили и захоронили останки воинов, павших в бойне Тевтобургского леса.
В кадре — кровавая голова с отрезанным носом. Также видны тела людей, которых развесили на деревьях. Так германцы казнили пленных римских воинов. Варвар в шкуре отрезает голову убитому. А когда он, развернувшись, демонстрирует её в кадре, мы видим, что это …негритянка.
На экране появляется кровавая надпись — Deutschland. Римские воины с пилумами в руках идут в атаку на негритянку. Которая, очевидно, и символизирует Германию.
Конечно, «заклёпочники» заметят, что римские легионеры — в пластинчатых доспехах. А лорику сегментату приняли несколько позже. Да, как и во многих фильмах, режиссеры клипа сэкономили на военно-исторических консультантах. Но и так хорошо получилось. Первые кадры клипа символизируют рождение Германии в кровавой мясорубке. Это, конечно, миф. Но миф культовый.
Если включить конспирологию, то с самого начала мы видим в кадре не одну Германию, а две. Одна из них очевидна — это чёрная Германия, которая цветом кожи и одежд ясно цитирует флаг Германии и отсылает к известной и легко считываемой аллюзии.
Но «Раммштайн» не был бы «Раммштайном», если бы не имелось противоположного смысла. С древних времён и до новейшего времени (кроме краткого золотого периода, когда немец — это скорее добрый учёный Михель, слегка не от мира сего) Германия воспринималась как невежественная грубая сила, фактически чума. Может ли и ЭТО символизировать чёрная барышня? Да, может.
Более того, не только может, но и, похоже, символизирует. Потому что для немца Родина — ещё и отец, Vaterland. Именно эту родину-отца играет у нас вовсе не «чёрная Германия», а Тилль Линдеманн. Погибшую, обезглавленную «хорошую Родину» — особенно если заметить, что очень часто образы Тилля и «чёрной Германии» прямо противопоставлены.
Ракеты на костях
Ближе к середине клипа появляется Третий рейх, худшая страница истории Германии. На фоне концлагеря и казни заключённых в небо стартуют знаменитые баллистические ракеты V-2, или «Фау-2». В одном кадре объединены страшнейшие преступления Германии и её величайшие технические достижения. Но всё не так просто.
При создании «Фау-1» и «Фау-2» активно использовался труд заключённых концлагерей. Каждая ракета уносила человеческие жизни не только после применения, но и во время производства. В итоге эти ракеты убили больше людей при сборке, чем при ударах. На это и идёт акцент в клипе — людей вешают практически на стартовой площадке, и это не выдумка. Нацисты действительно практиковали массовые казни прямо на сборочном заводе Нордхаузен.
Иронично и ужасно то, что все эти зверства были практически бесполезны. Немецкие учёные и инженеры ценой тысяч жизней создали, по сути, бесполезную игрушку, которая могла лишь удовлетворять безумные амбиции правителей рейха. «Фау-2» не повлияла и не могла повлиять на ход войны, её удары были абсолютно неэффективны. Конструкция ракеты отлично описывается фразой «сумрачный тевтонский гений» — система наведения, моторы и органы управления сделаны через одно место. Зато первые. Неудивительно, что и в СССР, и в США быстро растеряли изначальный энтузиазм по отношению к «Фау-2» и пошли своими путями. От немецкого влияния остались лишь «трофейные» немецкие инженеры, работавшие на благо стран‑победительниц.
На всё это в клипе взирает «чёрная» Германия в нацистской форме. Она следит за безумным и бесполезным достижением на человеческих костях, которое приговорит немецкую науку к окончательному забвению.
Заметим, что везде, во всех ключевых фрагментах видео Германия — это прежде всего старое доброе ультранасилие.
Рождение Германии в крови Тевтобурга, становление Священной Римской империи, Cредневековье, интербеллум, рейх, RAF (Rote Armee Fraktion) — везде кровь, торжествующая чёрная Германия и голова Тилля как символ «хорошей Германии», принесённой в жертву «плохой».
ГДР, ФРГ и Красная армия
Рейх-то победили, вроде бы всё хорошо. Вот только победили его не сами немцы, а оккупанты. А на смену нацистам пришли партийные боссы ГДР — Тилль Линдеманн в шляпе прямо-таки копирует внешность Эриха Хонеккера, последнего (и многолетнего) первого секретаря Центрального комитета партии СЕПГ. Барельеф Карла Маркса, девушка в ushanka и шлем космонавта с надписью «СССР» тоже явно намекают.
Циркуль на стене — это вовсе не масоны, как может показаться молодому поколению, а всего-навсего флаг ГДР, Германской Демократической Республики, родины «Раммштайн». Более сорока лет, вплоть до падения Берлинской стены в 1989 году, Германия была разделена и расколота, что наложило неизгладимый отпечаток на психику людей тех лет. Даже цвета флага у ФРГ и ГДР одни, а сами флаги — разные. Обратите внимание на сочетание наград и петлиц. Первые похожи на советские, а вот петлицы и общий стиль формы достались ГДР от рейха практически без изменений.
В ФРГ, Западной Германии, было не лучше: либо тюрьмы по американскому образцу, либо террор группировки «Фракция Красной армии» (RAF, Rote Armee Fraktion) — в кадре похищения, убийства и перестрелки молодёжи с полицией. Причём в реальности её участники совершенно случайно либо повесились в камерах, либо застрелились, опять же в тюрьме. Выжившая участница RAF Ирмгард Мёллер до сих пор доказывает, что самоубиваться никто не хотел. То есть избиения в тюрьмах — не просто красивой картинки ради.
Теперь страны, где родились и выросли участники группы, нет вообще. А объединённая Германия снова идёт куда-то не туда.
В этом видео мы почти постоянно видим овчарок, что логично, — они традиционно ассоциируются с немцами. И в кадрах, посвящённых современности, мать-Германия рожает дворняг. Кадры с рождением собак — это, простите, чистейший пинок в сторону современной Германии и её демографической проблемы с мигрантами (которую очень любят эксплуатировать современные крайне правые, но от этого проблема не исчезает).
Разбор кадров клипа по хронометражу
Почему «Германия» — чёрная?
Появление чёрной актрисы в образе девы-Германии так удивило зрителей, что появилось множество трактовок этой аллегории. Но наиболее верная ещё ни разу не прозвучала.
Ближе всего к разгадке «чёрной Германии» оказались те, кто ассоциировал этот цвет с геральдическим чёрным орлом на золотом щите или же с цветами имперского и республиканского флагов, в которых неизменно присутствует чёрная полоса. Но это лишь первый шаг к пониманию истинной причины. Она спрятана гораздо глубже, в самом сердце объективного духа, созданного волей германского народа. Там, где воля индивидов превращается в единство всего народа, определяются самые сокровенные чувства нации.
Чёрный цвет, несомненно, национальный цвет немцев. Они сколько угодно могут одеваться в яркие одежды и украшать дома и церкви пёстрыми красками, но стоит наступить часу, когда решается судьба Германии, всякий немец забывает про личные пристрастия и облачается в чёрные одежды. Все эти «чёрные отряды», «чёрные легионы» и «чёрные полки» — отражение глубинного понимания самих себя как природных воинов. Неслучайно немецкий военный знак — чёрный крест, а чёрный цвет всегда присутствовал на прусских военных знамёнах.
Так что «раммштайновская» Дева-Германия — аллегория не мира, но войны. Вечной войны, которая сопровождает немцев всю их историю.
2:43. Группа монахов с факелами идёт по подземелью, под их ногами разбегаются крысы. Один из монахов несёт большой крест. Аллюзия на инквизицию c её тюремными казематами и одновременно на знаменитое видео из финала компьютерной игры Diablo II, где Баал уходит из тюрьмы, забрав камень душ.
Известно, что именно Германия стала одним из центров «охоты на ведьм», однако инквизиция в этом виновата менее всего, поскольку бо́льшая часть преследований колдунов приходилась на протестантские земли.
Сюжет Diablo II связан с обманом, благодаря которому архидемон Баал завладел древним артефактом, который давал ему возможность стать «Единым злом», собрав в себе все демонические силы. Баал в мифологии Diablo II — «отец лжи» и, следовательно, всё изображённое на этих кадрах можно трактовать как ложь. То есть такой намёк зрителю — понимай как хочешь.
2:47. Группа прусских солдат, ужинающих при свечах. С определённой степенью уверенности можно предположить, что на видео показаны чины пехотного полка фон Лествица (31-й полк). Сцены повседневной жизни военных очень характерны для немецкой живописи XVIII–XIX веков, и до наших дней дошло множество картин, изображающих солдат и офицеров в различные моменты службы и отдыха. Так что эти кадры можно рассматривать как своеобразный оммаж немецкой академической живописи с её страстью к парадам и военной форме. Ну и не стоит забывать, что XVIII столетие — это Галантный век с его культом удовольствий, и весёлая пьянка очень хорошо отражает настроение эпохи.
2:50. Группа людей в монашеских плащах с капюшонами пирует за столом, на котором лежит тело Германии. Судя по чёрному цвету плащей, это орден доминиканцев — то есть снова отсылки к инквизиции, — а также антихристианский выпад, в котором церковь поедает тело Германии (намёк на то, как во время причастия «едят» тело Христа). Любимая тема антикатолической пропаганды: изображение римской курии, жирующей за счёт денег, которые папство выкачивает из Германии. Всё это действо сопровождается весьма однозначно звучащими словами песни: «Германия — моё сердце в огне».
Но поедание мёртвого тела можно рассматривать ещё и как намёк на готическо-вампирическую стилистику, которая в массовой культуре с XIX века сопровождает образ средневековой Германии.
3:46. Германия предстаёт в барочном платье с модным по всей Европе конца XVI — начала XVII веков «воротником-жерновом» в испанском стиле. Эта эпоха стала для Германии временем раздоров и расколов. Реформация была причиной постоянных конфликтов католиков и протестантов, что привело к Крестьянской войне, войнам Шмалькальденской лиги и в итоге к Тридцатилетней войне, которая разорила Германию, привела к невиданному упадку немецких государств и гибели множества немцев. А с 1545 года, после Тридентского собора, началось движение Контрреформации, в котором основным полем боя стала как раз Германия.
4:00. Германия стоит в мундире альгемайне СС (то есть общих, не военных подразделений). На её петлицах — знаки различия, соответствующие чинам от генерал-майора (бригадефюрера) до генерал-полковника (оберстгруппенфюрера). Можно считать это просто «картинкой», а можно попробовать вывести конспирологический намёк на то, что Германия тогда управлялась некоей «силой извне».
Если Германия — это простой генерал, то кто же тогда фельдмаршал?
Чёрная повязка на левом глазу — однозначный намёк на графа Клауса фон Штауффенберга, несостоявшегося убийцы Гитлера. То есть Германия выступает ещё и в качестве заговорщика против нацистского режима. Это троллинг 80 уровня — стать генералом СС, чтобы превратиться во врага режима.
Памятуя о любви участников группы к провокациям, этот образ можно прочитать иначе — слепая на один глаз Германия, живущая по принципу «вижу, но не вижу; знаю, но не знаю». Вспомним, каким «открытием» для немцев после войны стали преступления нацистов!
4:34. Германия в карнавальном мундире и каске прусского генерала времён Второй империи идёт по коридору тюрьмы. Здесь есть сразу несколько намёков: и определённая карнавальность стиля правления Вильгельма II, и попытка связать милитаризм с системой подавления свобод. В общем, некий сводный образ Второй империи — от милитаристского карнавала до тюрьмы.
4:35. Инквизиторы совместно со штурмовиками НСДАП сжигают книги у подножия памятника маркграфу Альбрехту фон Бранденбургу. Этот правитель считается создателем прусской государственности, при нем основали Бранденбургскую марку, которая вошла в состав Священной Римской империи. Тут с намёками всё очень прозрачно. Сожжение книг — как явление двух эпох, между которыми целые столетия, — превращается в своеобразную жертву прусскому государству.
Но! Всю картину резко меняют стоящие там же ситхи из «Звёздных войн» с обнажёнными световыми мечами. Мистическая мизансцена немедленно превращается в вывернутый наизнанку карнавализм, типичный для средневековой европейской культуры.
4:51. Германия в шапке, похожей на монашескую, стоит в зале классической архитектуры со множеством скульптур. Тут очевидна аллюзия на Вальхаллу — зал германской славы, мемориал памяти великих немцев, построенный в 1842 году и пополняемый до сих пор.
У ног Германии стоит олень — символ Святого Губерта, одного из крестителей Германии, очень почитаемого немцами. Кроме того, в честь Святого Губерта назван один из наиболее старинных орденов Германии и всей Европы — Орден Святого Губерта. Здесь должна была быть конспирология в духе книги «Святая кровь и Святой Грааль», но… её не будет.
5:19. Германия в золочёных доспехах с гербом Священной Римской империи на коне едет по готическому собору в сопровождении солдат. Золочёные доспехи явно принадлежат императору, поскольку изображение герба на них мог носить лишь он, да и вообще — такая броня слишком дорогая.
С одной стороны, это аллегория величия Священной Римской империи, про которую любят говорить и вспоминать немцы, с другой — святотатство и осквернение храма. Вот и думай: то ли империя не столь «священна», то ли тут используется мистическая трактовка императоров как людей, стоящих над христианской верой, и, следовательно, их поступки нельзя воспринимать с точки зрения привычной этики.
5:31. Германия в фэнтезийных квазисредневековых одеждах и кирасе прусского кирасирского полка стоит в пафосной позе со шпагой в руке. Здесь зашифровано и увлечение немцев XIX века средневековой романтикой, и очередные отсылки на немецкий милитаризм, достигший пика как раз в XIX веке.
Этот же образ повторяется в 6:08, где Германия в костюме начала XVII века в той же позе стоит среди взрывов и лазерных лучей с отрезанной головой в руках, а её кружевной воротник забрызган кровью. Опять намёки на кровавые религиозные войны и готические темы массовой культуры.
5:57. Германия в доспехах и с соколом в руке. Однозначный намёк на императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена. С ним всё особенно интересно. Он одновременно икона партии гибеллинов, которые считали его символом возрождения Италии, и знаменитый своим вольнодумством «мистик на троне», человек широчайшего образования и познаний (в XIII-то веке!). В то же время папство полагало Фридриха II злейшим врагом, еретиком и предтечей Антихриста.
В иконографии Фридрих II часто изображался с соколом в руке или сидящим рядом. В Средние века была популярна легенда, будто император не умер, а скрылся, чтобы в день, когда Германия окажется на краю катастрофы, вернуться и спасти немцев от гибели.
Синдром поиска глубинного смысла
Синдром поиска глубинного смысла, СПГС, — наше всё. Ударим же им по новому творению Rammstein со всей рептилоидной свирепостью!
Чёрная Германия. Это не только чёрный геральдический орёл в золотом поле. Дева-Германия — символ с долгой историей. Она «родилась» ещё в римские времена на монетах императора Домициана и горевала на щите у сломанного копья в ознаменование побед легионов над хаттами. Дева-Германия восстала из руин в XIX столетии. Она стала символом национального возрождения, воссоединения немцев, рождения германской политической нации — и заодно немецкого национализма, чьи радикальные формы привели к жутким последствиям для всего мира.
Germania с монумента Нидервальд на горе Рюдесхаймер, возвышающегося над водами Рейна и посвящённого объединению Германии в единую империю в 1871 году. Дева, центральная фигура памятника, облачена в кирасу с геральдическим орлом. Она держит двуручный меч и императорскую корону — на первый взгляд, та напоминает отсечённую голову. Хм, что-то знакомое, не так ли?
Однако практически все художники изображали Деву-Германию белокурой нордической валькирией. Откуда же чёрный цвет кожи, если отмести версию о простом троллинге и модной провокации?
Обратим внимание на постоянно появляющихся в кадре псов. Дева-Германия в золоте ведёт свору на поводках, затем сворой становятся члены группы, одновременно отсылая к квадриге на Бранденбургских воротах Берлина. Чуть позже Дева в сцене, которая иронически (или богохульно, кому как больше нравится) цитирует евангельский вертеп, даёт жизнь новой своре псов.
Дева. Псы. Сопровождающие их война, резня и хаос. В общегерманской мифологии есть древний сюжет как раз про это: Дикая охота.
Чаще Охоту возглавляет мужская фигура: Один-Вотан, Сатана или кто-то из старинных правителей и военачальников. Но не менее почтенна история о Дикой охоте во главе с женщиной — Фрейей, Хольдой, фрау Хёлле.
По мнению Марии Гимбутас, фигура Хольды — наследие древнейших, доиндоевропейских жителей будущей Германии. Давно ясно, что их жизнь мало напоминала благостные образы фантазий одной из основательниц современного оккультно-феминистического дискурса. Не было никаких добродушных хиппи под властью добрых матушек-ведьм, которых охально изобидели грубые индоевропейские мужланы на колесницах. Была лютая и кровавая неолитическая хтонь. Со всеми причитающимися мрачными ужасами.
Римляне, шокированные гибелью трёх легионов и зверской даже по их меркам резнёй германцами пленных — привет началу клипа! — считали, что цивилизация кончается за Рейном. Немецкий национализм, рвавшийся к жизненному пространству и мировому господству под сенью Девы-Германии, этим очень гордился.
Под «крышкой» орднунга и дисциплины в немецкой душе кипят хаос и языческая ярость. Они не раз прорывались наружу — в последний раз в форме рвущихся к Волге и Нилу танковых клиньев и фабрик геноцида. Та самая древняя неолитическая хтонь, что вглядывается в нас со страниц сказок братьев Гримм. Она же кипит и в других народах, немцы тут совершенно не уникальны, — но в них эта противоречивая двойственность заметна особенно.
Рефреном в песне идёт перечисление глаголов с приставкой über, «сверх» — германская история склонна к сверхусилиям, сверхпобедам и сверхпреступлениям. Не зря образ презирающего оковы рассудка и гуманизма сверхчеловека, Übermensch, родился именно здесь.
Германская тёмная богиня Хольда ведёт своих псов в вечную Дикую охоту — и горе тем, кто встанет на их кровавом пути. В последний раз для этого пришлось объединить усилия почти всего остального человечества. Старые авторы ассоциировали её с античной богиней Гекатой — мрачной повелительницей ночи, колдовства и смерти.
От неё — шаг до фигур древневосточных богинь, Астарты и Изиды. А от них — до библейской фигуры Вавилонской Блудницы на семиглавом Багряном звере из бездны. Из звёздной бездны на борт космического корабля прибывает саркофаг, сияющий багровым, — его несут несколько космонавтов.
Багряные лучи, превращающиеся в нити лазерных прицелов и мечи ситхов, сопровождают Деву-Германию и её верных псов-раммштайнов от первых до последних кадров клипа. Вкрутив ещё немного СПГС, можно вспомнить ещё одну «библейскую злодейку»: Саломею с головой Иоанна Крестителя. Отрезанная голова Тилля Линдеманна появляется в кадре не раз и не два. Ну а клирики жадно вкушают тело древней мрачной богини рядом с военными XVIII века — именно тогда в походах Фридриха Великого, университетских аудиториях и студенческих пивных рождались идеи немецкого романтического национализма. Богиня явно не имеет ничего против — из её плоти и крови скоро родятся псы новой Дикой охоты.
К ней же могут отдельно отсылать и беременная охотничьим псом Дева рядом с оленем, намекающая на богиню-охотницу Артемиду, и некоторые кадры и титры клипа. В них Дева-Германия предстаёт в пёстром платье XVI столетия. Её наряд отчётливо напоминает Арлекина — который впервые упоминается в Historia Ecclesiastica Ордерика Виталиса начала XII века как… предводитель всё той же Дикой охоты. С чёрным лицом.
Здесь же и «чёрные отряды» крестьянских повстанцев Флориана Гейера, равно почитавшиеся в СС и ГДР, и прусские чёрные гусары. И чёрные всадники партизанского корпуса фон Лютцова, которые стали важнейшей вехой становления немецкого национального сознания, и прямо и недвусмысленно сравнивались с Дикой охотой даже в своём гимне. Нацисты в конце войны пытались создать партизанские отряды — они назывались «вервольфами». Волками-оборотнями, которые могут «подменять» псов в Дикой охоте.
История любой страны, любой нации едина во всём величии и всей грязи. Нельзя сказать, что вот тут мы молодцы и в белом пальто стоим красивые — а тут мы ни при чём, это всё рептилоиды, мозговые слизни и Гитлер. И вообще у нас лапки и нас все обижают. Немецкий народ лучше какого-либо другого знает, чем оборачивается чрезмерное слушание голоса древней крови и участие в Дикой охоте. Но и полный отказ от национального чувства оборачивается не слишком хорошим вариантом.
Саркофаг с древней Девой-Германией уходит обратно в бездну космоса — но из Германии в бесконечность всё так же рвётся багряный луч. Рождённое Германией новое поколение Псов Дикой охоты уже здесь, в футуристичных интерьерах заслуженного всеми нами киберпанка.
Смогут ли они оказаться мудрее и избежать повторения бесконечного цикла насилия и разрушения?
Космос нас и погребёт
Сознательно или нет, но космосу в клипе отдали достаточно много времени, несмотря на, казалось бы, не самую важную роль в германской истории. Сначала мы видим уже разобранный фрагмент с ракетами «Фау-2», а затем в кадре появляется советский космонавт, стоящий позади то ли принимающих решения, то ли беснующихся политиков.
На шлеме космонавта — СССР, чтобы не спутали. Скорее всего, это отсылка к Советскому Союзу, при помощи которого Йен Зигмунд в 1978 году стал первым немцем, побывавшим в космосе. США на пять лет опоздали с подобным космическим путешествием для ФРГ. Возможно, так режиссёр клипа увидел роль СССР, занятого космическими проблемами на фоне грызни в Германии.
Финал тоже космический. Именно люди в скафандрах погребают в стеклянном гробу Германию, уже успевшую родить собак на защиту нынешней государственности. Почётные ли это похороны или попытка избавить планету от такой страны — неизвестно. Одно точно: земного финала у такой Германии авторы клипа не видят.
Видео — это не просто ретроспекция. Давайте вспомним самое начало — руины Рейхстага, которые исследуют некие условные «люди будущего». Именно им и показывают эту историю.
Зрители (не мы, это те «люди из будущего») посмотрели и… и явно решили, что ЭТА Германия возрождения не достойна — и в космос уплывает гроб. Правда, уплывает он под отсылку к песне Sonne — где, как мы помним, на «aus» Белоснежка просыпается. Проснётся в своём гробу и Германия.
В итоге клип прежде всего крайне жёстко проходится по самой Германии, сколько бы разнообразных жалоб не прозвучало. От провокаторов и насмешников «Раммштайн» не стоило ожидать величественного гимна и преклонения. Его и не получилось.