Найти в Дзене
Записки левой лапкой

Ты меня уважаишь?

Сегодня будет про уважение.

Как я его вижу.

В обществе, где все мы живём - а куда деваться-то? - уважение друг к другу необходимо, как часть возможности сосуществования.

Без взаимного уважения общество просто перестанет быть. То есть вы отсекаете от себя часть своей свободы дать другому по носу ни за что, а в честь собственного плохого настроения. И другие делают так же. То есть, находясь в цивилизованном обществе, вы получаете гарантию, что не получите в нос просто потому, что кому-то так захотелось.

Никто не хочет в нос, поэтому мы уважаем желание других не получать в нос.

Как-то так.

В идеале это некий общественный договор. Все договорились с каждым.

Живёшь в обществе - живёшь по его правилам.

Да, я знаю, что такое общественный договор в науке, сейчас я не об этом.

А вот дальше начинается насилие.

В нашем образовании бытует модель, при котором взаимоотношения ученика и учителя строятся на уважении одного из них просто по умолчанию. Учитель стремится отнять все права у ученика, так как бесправным проще управлять и его можно не бояться. Ученик стремится отстоять некоторые права в самовыражении, в свободе передвижения и прочее.

А в идеале было бы неплохо, чтобы и те, и другие стремились к реализации образовательного процесса. /шютк/

А теперь в получившемся конфликте я вам выужу наружу парадокс.

Требовать уважения к себе не получится. Точнее, это получается только у тех, кто уважения и так достоин, и вторая сторона это знает.

То есть, если вас есть за что уважать, вас будут уважать.

Это в плоскости "учитель-ученик".

То же самое во всех остальных сферах социальности.

Если вы требуете, вы лишаете человека права и возможности оказать вам это уважение самостоятельно. Вы лишаете его возможности поступить правильно и получить эндорфинчик от осознания "ах, какой я хороший мальчик!"

Более того, как только вы начнёте требовать, остальные, чувствуя ваше давление, откажут вам в остатках ваших прав на уважение.

Требование уступать место в общественном транспорте, например, перерастает в сетевые батлы постоянно. Вот вам иллюстрация сопротивления давлению.

Дальше.

То, что сейчас насаждают в школе, это не уважение, это уважение в превосходной степени.

Да, вы, учителя, пытаетесь приструнить выбивающихся из рук хулиганов, нарушителей процесса образовательного и так далее, но бьёте-то вы по площадям. Таких срывателей уроков - один-два на параллель. А все остальные боятся учителя до... До постановки вопроса о том, попроситься в туалет или описаться. До решения терпеть боль в сломанной руке до дома, лишь бы не сообщать об этом учителю.

Это реальные картинки реальных жизней.

Да, норма где-то посерединке, но и тем, кто в этой серединке в школе крайне неуютно из-за такой вот атмосферы поклонения.

Дети не могут отстаивать свои базовые права на физические потребности. Лишены возможности защитить своё здоровье, попросить о помощи.

Почему?

Потому что некоторая часть боится учителя. Да, некоторая часть учеников бунтует, некоторая выживает, но некоторая - боится.

Что я хочу сказать? Если коротко?

Уважение может быть только взаимным.

Дети, представьте себе, тоже люди. У них так же есть потребность в комфорте, понимании, удовлетворении базовых потребностей.

Но вот ещё что скажу.

Связь учитель-ученик это малая часть системы. В эту систему включены ещё и родители, и чиновники, и общество в целом.

Вот как объяснить чиновнику, что уважение к обществу - это базовая составляющая существования вот этого чиновничьего креслица... Я не знаю. Нет, знаю, но как-нибудь в другой раз. Если совсем коротко: людям, обществу, потребовалась шестерёнка в механизме самоуправления. Этой шестерёнкой стал один из общества. То есть он выполняет необходимую функцию, общество ему за это платит. То есть работает он для людей, для общества, и плата за работу тоже идёт от общества.

А у нас получилось так, что чиновник верен распределяющему общественный доход, а не обществу. И уважает его, того, кто распределяет, а не того, кто даёт.

Это слегка нонсенс, порождающий очень многие проблемы нашего общества.

Уважение необходимо для выживания каждого в обществе. Взаимное уважение. Ведь ты же не хочешь в нос?

Ваш Мартокот пошёл варить суп.