Найти в Дзене

Живописный факт: картину Мане признали дурновкусием

«Завтрак на траве». Эдуард Мане, 1863 г., музей Орсе, Париж.
«Завтрак на траве». Эдуард Мане, 1863 г., музей Орсе, Париж.

Мастер задумал полотно во время своей прогулки по берегу Сены. За основу композиции он взял фрагмент гравюры Маркантио Раймонди «Суд Париса», созданный в свое время по рисунку Рафаэля. В центре композиции - обнаженная женщина, позировала для нее знаменитая парижская натурщица Викторина Мёран, а мужчины – брат Мане Густав и его будущий шурин. Технически картина полностью не отвечает академическим канонам своего времени: художник не скрывает мазки кисти, а резкий свет делает изображение практически «фотографическим».

Изначально полотно предназначалось для Парижского салона, но была однозначно отвергнута комиссией вместе с другими картинами. Император Наполеон III отдал приказ организовать отдельную выставку специально для этих работ. Именно так «Завтрак на траве» впервые попал на суд зрителей в «Салоне отверженных».

Но даже там гостей выставки возмутила работа импрессиониста. Ценители и знатоки живописи были поражены отказом художника от традиционных канонов, сочтя грубые мазки за неоконченность картины. Зрители сочли изображение абсолютно безнравственным. Мало того, что обнаженная женщина находится в окружении полностью одетых мужчин (вполне узнаваемых и широко известных в Париже), но она также нисколько не стесняется такого положения и бесстыдно смотрит прямо на зрителя. Почтенная публика французской столицы посчитала это наглостью и обвинила художника в декадентстве и дурновкусии.

Таким образом, в 1863 году работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве» вызвала большой резонанс публики, а сам художник с тех пор гордо носил звание бунтаря.

Музеи
137 тыс интересуются