Найти тему
Телеканал Домашний

Женские империи: Коко Шанель

Обычное увлечение может перерасти в дело всей жизни, и история легендарной Мадемуазель Шанель это доказывает!

Она не планировала создавать империю. И открыть свои бутики на всех главных торговых улицах мировых столиц специально никогда не стремилась – таковые возникали по мере надобности. Цель у нее была одна – личная независимость, материальная и творческая. На карман богатых покупателей она тоже изначально не нацеливалась. Но задолго до изобретения всяческих «методик успешных продаж» она поняла, что наступает время работающих женщин – таких, как она сама. Вот они-то и станут ее подданными, самостоятельными личностями, носящими удобную одежду, элегантную и простую, а не упаковку, делающую из женщины шикарный подарок для мужчины. Поэтому, хотела она того или нет, империю она все-таки создала. У каждой второй женщины на этой планете есть или маленькое черное платье, или костюм с коротким жакетом из твида, или «палочка-выручалочка» − вещь из трикотажа или джерси и нитка искусственного жемчуга. И каждая женщина хочет получить в подарок флакончик с золотистой жидкостью и простой этикеткой - CHANEL №5.

-2

Изначально у мадемуазель Габриэль Шанель не было особенного выбора. Незаконнорожденная девица из бедной семьи могла добиться успеха, независимости или хотя бы обеспеченности, например, актерской карьерой – при наличии способностей. Или удачным замужеством – если сильно повезет. Ну, и еще, пока не закончилась эра «дорогих женщин» и при условии наличия внешних данных и шарма − сделавшись содержанкой. М-ль Шанель перепробовала два из трех способов: стала певичкой в третьеразрядном кафе в городке Мулен, где и встретила состоятельного человека, который увез ее в свое имение. Там она попала в окружение людей, главной проблемой которых была скука от безделья и излишка денег.

-3

Положение Шанель мало отличалось от положения известных куртизанок того времени – разве что не ходила по рукам. Блестящий девятнадцатый век приближался к концу, и Шанель тогда же поняла, что подходит к завершению и время роскошных дамских нарядов – за временем в них не угонишься.

-4

В 1910 году с помощью уже другого своего поклонника Коко (а она требовала, чтобы ее называли именно так) купила небольшую шляпную мастерскую. Это и было фактическим основанием ее империи. Через два года в мастерской уже работало сорок человек. Так Коко избежала участи стареющей наложницы, вынужденной принимать любое предложение, лишь бы не оказаться в нищете. В 1913 году Шанель открывает ателье в модном курортном городке Довиле, во время войны еще одно − в более престижном Биаритце. Владения разрастались.

Одежда, которую Шанель предлагала клиенткам, была не только соблазном, но и ересью в мире Высокой моды. Простые, удобные костюмы, прямые юбки с карманами, туники «три четверти», расшитые искусственным жемчугом, вязанные свитера и пуловеры – все, что так естественно для сегодняшнего дня, тогда стало вызовом, принятым в штыки другими кутюрье. 

-5

Тогдашний гуру от кутюр, Поль Пуаре, обвинял Коко в пропаганде нищеты – «она одевает горничных»! Но Коко точно знала, что нужно женщине, выбравшейся на свободу, пока мужчины были заняты войной. В костюмах «от Шанель», простых и комфортных, можно было пойти куда угодно и везде выглядеть элегантно и женственно.

К моде Коко относилась насмешливо, а вот к одежде – серьезно, призывая коллег по цеху не забывать, что «внутри платья находится женщина». Ее стиль стал синонимом и воплощением вечной молодости – не легкомысленной гормональной юности, а той молодости, когда у женщины в любом возрасте есть что-то впереди. Не все ее современницы носили аутентичные костюмы от Шанель – их просто на всех не хватало, но вот стиль утвердился повсеместно. Империя Коко Шанель была во многом виртуальной, но не становилась от этого менее обширной.

-6

Правда, сомнительным успехом Мадемуазель стала введение «моды» на женское курение в общественных местах. Это было своеобразное утверждение равенства с мужчинами, знак долгожданной независимости. К сигарете в пальцах с длинными, пунцовыми ногтями Коко прилагала короткую стрижку а-ля гарсон и ярко накрашенные помадой губы.

-7

Среди положительных суперхитов Коко – маленькое черное платье, созданное в 1926 году и ставшее универсальным подспорьем женщины, не знающей, куда ее пригласят вечером, но уверенной, что в этом платье она везде будет уместна и элегантна. Потом журнал «Vogue» назовет маленькое черное платье «фордом Шанель».

В 1932 г. Коко вновь заставила говорить о себе, показав коллекцию драгоценностей по собственным эскизам и коллекцию платьев из блестящих тканей. Ее обвинили в измене простоте, а она ответила, что просто меняется вместе со временем. В предвоенные годы Шанель создает наряды для голливудских звезд. Ее даже не касаются запреты на ввоз предметов роскоши из Европы, введенный США.

-8

За военные годы повзрослели те, кто начал работать до войны, но вынужден был прервать свою карьеру. В моду ворвался new look от Кристиана Диора. Этот новый взгляд был естественной реакцией на скудость военных и послевоенных лет. Он снова сделал из женщины дорогую игрушку. Трон императрицы Коко зашатался. Но new look скоро надоел дамам своими узкими жакетами, излишне длинными юбками и невероятными шляпами, не проходившими в дверь. Мадемуазель же в 1956 году напомнила о себе твидовыми костюмами с цветными кантами, которые до сих пор называются ее именем! Этот костюм стал первой базовой моделью – концептом, как сказали бы сейчас, – для создания первой коллекции прет-а-порте, массового производства одежды. Вещи, придуманные Шанель, хорошо комбинировались между собой, позволяли работающей женщине экономить деньги, время и оставаться хорошо одетой. Мода от Коко Шанель вышла на улицу – что не удавалось сделать ее самым именитым коллегам − и завоевала массы, ставшие подданными ее модной империи.

-9

Трудно сказать, знала ли Коко восточную пословицу «Кто не умеет сделать красиво, тот делает богато». Но к ней это имеет непосредственное отношение. Непозволительно приличной женщине носить дорогие украшения до пяти вечера? Или бриллианты к деловому костюму? Возможно, таковых у нее просто нет. Отлично, будем носить бижутерию − когда угодно и к чему угодно! Главное, что она изящна и подходит к данному костюму.

-10

Шанель была невероятно энергична и трудоспособна, многое умела делать сама и могла научить других. Девушки-модели, на которых прикидывали туали – лекала из накрахмаленной ткани, уже валились с ног, а она все работала и работала.

Какими путями Коко шла к успеху? Да, не всегда праведными. Она не стеснялась просить денег у многочисленных любовников. Но у нее не было своих капиталов. Кто виноват, что у талантливой девушки из бедной семьи не было приемлемых в смысле нравственности перспектив выбиться в люди? Только буржуазное общество. Так и пусть прикусит язык. Она шла к своей власти, играя по правилам этого общества.

-11

Она хотела быть свободной, поэтому настаивала, чтобы ее называли «мадемуазель», хотя во Франции к любой даме старше двадцати пяти обращаются «мадам». Она – сама по себе, без мужчины. Мадемуазель Шанель.

Шанель, однако, не была феминисткой и не бунтовала в открытую против власти мужчин. Она понимала, что слишком многим им обязана и поступила лучше, тоньше и умнее. Коко берегла своих мужчин, она у них училась, попутно распотрошила их гардероб и утащила на «женскую половину» все, что могло облегчить жизнь женщинам – широкие рубашки, трикотаж, широкие брюки.

-12

Коко умела выбирать себе придворных – талантливых людей, у которых можно было что-то позаимствовать. Шесть лет монастырской школы, это, согласитесь, небольшое образование. Но в отличие от своей всегдашней оппонентки модельера Эдьзы Скьяпарелли, Шанель не давала слишком завлечь себя в водоворот светской жизни, всегда оставаясь сторонним наблюдателем, взирающим на суету с высоты своего трона.

-13

Поняв, что на каком-то отрезке своей карьеры она стала несовременной, Шанель надолго уехала из Парижа в Швейцарию. Чтобы потом вернуться, поставить на место зарвавшегося Диора, отвоевать модный престол и оставаться на нем до конца своей долгой и невероятно яркой жизни.

-14

Фирменный логотип империи Шанель – начальные буквы имени Coco Chanel, переплетенные между собой… Вам не кажется, что они сильно напоминают собой карту земных полушарий? То-то. Империя Шанель расположена там, где женщины одеты в мягкие жакеты без воротника и веет томным ароматом CHANEL № 5.

А это − весь мир!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь постами в социальных сетях! Не пропустите еще больше интересных материалов о любимых героях.

Ваш Dомашний.