Найти тему
ЭКСКУРС TV

СЮКЕЕВСКИЕ ШТОЛЬНИ

Традиции — дело святое. В следующий раз всем, кто увидит анонс на стене нашей группы, я рекомендую семь раз подумать и один раз решить — а оно вам надо?

-2

Впрочем, разве два часа блуждания под землёй, в кромешной тьме, разрываемой только фонарями и голосами экспедиции — это «заблудились»? Это так, детские шалости.

-3

Проводники, надо сказать, были что надо — как на подбор. Бывалые. Опытные. Они вели нас сквозь горные выработки, через развалившиеся крепи к затопленным штольням, тупикам и обвалам.

-4

Но от слов — к фактам. Что такое эти штольни? А штольни эти — ни что иное, как выработки заброшенного гипсового рудника. Прокладывали их взрывным способом: бурили отверстия, закладывали динамит и взрывали. И только в одном месте, где порода твёрже, камень сразу выпиливали ровными блоками и вывозили на поверхность. Это место получило название «гиперкуб» и находится оно довольно близко ко входу в штольни.

-5

Породу доставляли на поверхность на вагонетках. Сейчас от некогда разветвлённого подземного «метро» остались рожки да ножки, но когда-то это была действительно огромная отлаженная система. Рельсы все уже вынесли, а шпалы до сих пор лежат, и просто так их не сломать. Встретилась нам и перевёрнутая вагонетка. А в центральном штреке путь был даже двухколейным.

-6

Благодаря подъёму Куйбышевского водохранилища (а произошло это в середине 50-х — начале 60-х годов прошлого века) штольни оставили. Дело в том, что вывозить гипс стало весьма сложно. Берег здесь очень высок, постоянно сползает, перекрывая и без того узкую полоску суши. Дорогу вдоль такого берега проложить и содержать очень сложно (вспомните дорогу в Макарий). Да и подтапливает. Выработки гипса переместились правее (если смотреть на вход) километра на полтора и метров на 20 выше.

-7

Ну и главное — мы… эээ… не сразу нашли выход. Когда вам последний раз удавалось застрять на два часа под землёй, где меняется ощущение местности, времени, направления, обойдя при этом одну и ту же выработку четыре раза и честно признаться себе и ещё 19-ти попутчикам: господа, мы… эээ… находимся в некотором затруднении относительно поиска выхода? И что характерно — никто не поддался панике!

-8

Подземный мир, особенно в том виде, в котором он нам предстал, великолепен и жутковат. Ты понимаешь, что, с одной стороны, всё это сделано человеком. А с другой — природа берёт своё. И на этом стыке рождаются сюрреалистические пейзажи. Потолки валятся, создавая местами непреодолимые завалы. Вода, просачиваясь сквозь мягкие породы, сплошным зеркалом укрывает полы некоторых штолен, формируя подземные озёра.

-9

И вот ты оказываешься один на один с этим миром. Да, с тобой рядом ещё 19 человек. Но они находятся в том же затруднении. Темнота напирает со всех сторон. Кругом камень. Включаешь фонарь — он серый. Выключаешь — тьма. Не видно ничего. Вообще. Совсем. В каком-то слепом отчаянии я просто кинулся в первый попавшийся тоннель, выставив дежурных на перекрёстке, и… натоптанная тропа! Холод! Свет! Выход! Надо вернуться за остальными, но… куда!? Не помню я, как сюда пришёл. Прошёл два «квартала», «заморгал» фонарём, подал голос — слышат! видят! На волю, господа!

-10

И до новых встреч!

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |

Цикл "Покажу Россию"
Серпухов: семь километров счастья | Трамвайное. Нижегородское | Другой Питер: Каменный остров | Коронный город: Кронштадт | Трамвайчик питерский | Дом на Мойке