В 1930 году музыкальный фильм «Король джаза» завоевал премию «Оскар» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Какие художественные особенности фильма отметила Американская киноакадемия?
Постановка и all that jazz
Джон Мюррэй Андерсон – ас Голливуда, который успел попробовать себя во всех жанрах: играл, пел, снимал, танцевал, ставил свет, продюсировал и так далее. В 1930 году он снял свой единственный фильм в качестве кинорежиссера - «Король джаза».
«Король джаза» - это «протомюзикл», который представлял собой последовательную серию выступлений оркестра Пола Уайтмена при участии пионеров джазовой музыки: «отца джазовой гитары» Эдди Лэнга и «отца джазовой скрипки» Джо Венути. Ребята так задорно играли, что дирижер Пол Уайтмен возьми да и пустись в пляс:
Партию вокала исполнил крунер-певец Бинг Кросби, которого, впрочем, представлять не надо. Кроме прекрасной танцевальной музыки в фильм вошел симпатичный анимационный фрагмент работы карикатуриста Уолтера Ланца («отец» дятла Вуди) и аниматора Билла Нолана.
Посмотрим мультипликационное вступление к фильму:
Дополнительно:
Декорации и художественное решение
Но совсем не джаз и не мультфильм покорили сердца киноакадемиков, а изобретательность художника-постановщика Германа Росса, архитектора и талантливого художника. Росс родился в Голландии, учился в Делфте и Лондоне, позже оформлял постановки известного импрессарио Зигфелда на Бродвее и фильмы докодексовского Голливуда.
Для съемок «Короля джаза» использовался двухцветный «Техниколор» - технология получения цветного изображения с помощью двух цветов, красного и зеленого, без синего оттенка. Герман Росс придумал ряд ухищрений (ткани, красители, фоны, фильтры), которые позволили получить более вариативную палитру. Сегодня, когда мюзиклы делают ставку на зрелищность, на фоне их пестрых декораций и ярких насыщенных цветов, «Король джаза» с его пастельной гаммой выглядит совершенно особенным, штучным произведением.
Напоследок посмотрим еще один небольшой танцевальный фрагмент: