Найти тему
George Rooke

Смерть Нильса Шёрншельда

Про битву под Оливой я уже писал.
Адмирал Нильс Шёрншельд находился на тот момент на 38-пушечном корабле "Solen". Непонятно почему, возможно после ранения его перевезли с флагманского "Tigern". Там он получил два ранения из мушкетов - одно в шею, второе - в спину. А вот дальше идет шведский официоз, не знаю, правда или нет, но занятный - видя, что со всех сторон на "Solen" надвигаются польские корабли, Шёрншельд приказал взорвать крюйт-камеру, когда неприятель подойдет достаточно близко. Как пишут шведы - когда достаточное количество абордажных партий высадилось на шведском корабле, адмирал сам поднес факел к пороху, крича:
"Моя душа ринется вверх вместе со всеми филистимлянами!". Однако что-то пошло не так. Кто-то из абордажников отрубил адмиралу руку с факелом, 400 поляков с двух кораблей (номинальных, в основном это немцы и датчане) захватили "Solen". В этой абордажной схватке погиб и Аренд Дикман, голландский купец датского происхождения, адмирал импровизированного польского флота.
Труп Шёрншельда со всеми почестями был пронесен мимо ратуши Данцига и захоронен в одном из склепов. После окончания войны труп выдали шведам, которые его перезахоронили в церкви Св. Жильберты в Зюдерманланде.
В этом бою пал не только Шёрншельд, но и три его сына, выжил только один, Клаас, который позже за заслуги отца был введен в баронское достоинство. При этом герб он получил интересный – в двух четвертях щита – на лазоревом поле судно в клубах порохового дыма, в двух других – на пурпурном поле выглядывает раздробленная рука с факелом.
Кстати, Клаас Нильсон Шёрншельд тоже стал адмиралом, в 1661 году.