Послушал оперу Г. Донецетти «Дон Паскуале» в Большом театре, наверно это самая громкая оперная премьера 240-го театрального сезона. После того, как судьба дала шанс послушать оперу Г. Донецетти «Дон Паскуале» в Вене не послушать ее в большом театре было просто нельзя. Понятно, что интерес к опере подстегивало еще и то, что режиссером-постановщиком выступил Тимофей Кулябин. Да это тот самый новосибирский режиссёр, который поставил «Тангейзера» Рихарда Вагнера.
Это всколыхнуло новосибирское мракобесие и православный функционеры собирали митинги и требовали сжечь Тимофея на костре немедленно. Значительная часть города Новосибирска поддерживало православную общественность и требовала расправы на площади. Не удивительно, что в Новосибирске мэром является коммунист Локоть, а портреты Сталина висят почти везде. Как не попытаться защитить земляка от мракобесия?
Спектакль в целом намного «современнее» того, что я видел в Вене. С современностью в операх часто бывает перебор и это именно тот случай. Непристойные жесты племянника в адрес пожилого дедушки это еще пол беды. Но вот, как жестко Норина- молодая девушка, бъет старика Дона Паскуале, как спокойно «таскает его за грудки» лично меня неприятно удивило. Портрет Курта Кобейна, как и то, что Дон Паскуале стал ректором Римского университета…. То, что Норина не читает роман, а виснет в интернете, а образ Эрнесто стал образом ботаника-физика с кубиком Рубика… Все это не трогает особенно. Современные костюмы и дискотечный антураж нет, а вот грубость да. Зато уж точно осовременить оперу нельзя. Разве, что устраивать около постельные игры и предлагать Дону Паскуале трусики молодой жены, вместо маски для сна. Надеюсь я до этого не доживу.
Над спектаклем работали.
Дирижер - Махал Клауза. Маэстро поляк и руководитель оркестра польского радио. Не понятно, как его пригласили работать в ксенофобскую Россию, но факт. Может не все так плохо. Клауза работал в Уэльской Опере. Некоторые его постановки были записаны для BBC. Дирижировал мировой премьерой оперы З. Джабри «Соляной город» в Королевской опере Ковент- Гарден в Лондоне. Много работает в странах Персидского залива. Талантливый и работоспособный человек.
Дон Паскуале - Джаванни Фурланетто. Победитель Международного конкурса Лучано Паваротти. Певцов такого уровня в России просто нет. Специализируется как исполнитель опер Моцарта, Россини и Доницетти. Много работает по всему миру. Только в этом сезоне выступает в пяти театрах. Российскому зрителю известен по работе в Михайловском театре. Его подменяет Николай Диденко.
Малатеста - Игорь Головатенко. Рафинированный певец с очень хорошей техникой исполнения. Я даже не думал, что в российской опере можно слышать такие аккуратные форте, обычно все же поют неряшливее. Первый год в труппе Большого театра и в общем после того, как спел Лопахина на мировой премьере оперы Ф.Фенелоне «Вишневый сад», точно состоялся. Константин Шушаков (второй состав) точно ему уступает и сильно.
Конечно хотелось бы послушать в этой партии Селсо Альбело. Он звезда мирового масштаба и в Ла Скала пел все, что можно. Но в целом я доволен Татаринцевым полностью. Не знаю, как ему удается оставаться солистом «Новой оперы», но факт остается фактом. Прекрасный голос. Пер очень хорошо, без звездных высоких нот, как Паваротти, он кстати лауреат конкурса его имени. Пел с Головатенко на премьере «Вишневого сада». Звание, как водится, заслуженный артист Северной Осетии Алании.
Норина - Кристина Мхитарян. Молодая обладательница прекрасного сопрано. Техничная певица, ровные регистры, приятный тембр. И драматическое дарование. Образ она создала еще тот- отвратительная баба. Эту партию поет Венера Гимадиева, но она только в этом году исполнила партию Виолетты в Ковент Гарден и Саксонской государственной опере в Дрездене. Пела в операх В. Беллини «Капулетти и Монтекки» в Немецкой опере в Берлине. Она звезда мирового уровня и послушать ее хотелось бы очень, но что есть.
Впечатление от спектакля довольно сложно описать. Прекрасное пение, женские партии у Доницетти всегда второстепенны. Эрнесто приятно удивил и порадовал, очень красивым голосом. Малатеста безупречной техникой. Музыка может быть банальна, но писал эту оперу композитор всего 11 дней. За это время даже и подумать некогда. В общем это не «Каменный гость» Даргомыжского. Долгое и приятное послевкусие, хорошее настроение и почва для размышлений и об путях развития оперы и о том, как ведут себя женщины и что правильно, а что нет.
Рекомендовать можно смело. Прекрасное произведение, прекрасное исполнение. Настоящая жемчужина «Большого театра», которые все реже и реже радует.