Найти тему
Справочник кинопижона

Британское гангстерское кино

Оглавление

Британское гангстерское кино (British gangster films) – специфическая разновидность криминального кино, оформивавшаяся в Великобритании на рубеже 60-х и 70-х и с переменным успехом существующая по сей день. Небольшая историческая справка: социально-экономическая ситуация в Королевстве в 60-х напоминала Россию 90-х: окончательно распалась Британская Империя + экономика резко либерализовалась, что привело к местной криминальной революции. Не в таком масштабе, как в РФ, но тем не менее. Естественно, что подобные события нашли отражение в массовой культуре, в первую очередь, в кинематографе.

Ключевым отличием британского гангстерского кино от Большого Голливудского Брата является тот, что при соблюдении основных жанровых конвенций и сюжетных схем криминального кино, экранным британским гангстерам совершенно невозможно сопереживать. Если голливудский гангстер – это антигерой, действующий по известной схеме: «Не мы такие – жизнь такая». Что понятно: о чем бы не снимали в Голливуде, герой должен вызывать у зрителя сопереживание, поэтому сценаристы и режиссеры старательно очеловечивали своих гангстеров, наделяя понятными и близкими среднестатическому зрителю чертами. Английские кинематографисты, в свою очередь, на этот принцип откровенно плевали, в результате чего на свет появилась целая плеяда экранных отморозков, пугающая значительно сильней, чем Фредди Крюгер или Майк Майерс с Кожаным Лицом.

Расцвет британского гангстерского пришелся на 70-е и 80-е, после чего наступило относительно затишье, прерванное появлением Гая Ричи в кино Альбиона. Стоит отметить, что фильмы Ричи имеют к британскому гангстерскому кино примерно такое же отношение, что и «Голый пистолет» к «Смертельному оружию». Впрочем и от Ричи толк был, в нулевых новое поколение кинематографистов вспомнило о местном криминалитете и сняло несколько приличных фильмов.

5 фильмов для первого знакомства с жанром

Представление (Performance), 1970, режиссеры – Николас Роуг, Дональд Кэммел

Первые сорок минут этого выдающегося британского фильма – образцово-показательное гангстерское кино с кокни акцентом. Затем сюжет выруливает в совершенно иную плоскость, но все, что происходит до прибытия героя в подвал к Мику Джаггеру содержит в себе почти все элементы, которые в будущем станут эталоном британского гангстерского фильма.

Убрать Картера (Get Carter), 1971, режиссер – Майк Ходжис

-2

Выдающийся фильм о мести, на основе которого можно легко брать и изучать британское гангстерское кино. Фильм получился жёстким, блеклым, населенным персонажами, которые просто обязаны словить пулю в финале. Осторожно: не перепутайте с ремейком 2000 года со Сталлоне. Не все ремейки одинаково плохи, но этот отвратителен.

Долгая Страстная пятница (The Long Good Friday), 1980, режиссер – Джон Маккензи

-3

Один очень длинный и насыщенный день из жизни лондонского криминального авторитета, решившего наконец легализоваться и перейти на светлую сторону бизнеса. Однако именно в этот момент у него начинается проблемы с ИРА. Интрига закручена вокруг ответа на вопрос: кто его подставил.

Гангстер №1 (Gangster No. 1), режиссер – Пол МакГиган

-4

Снятый уже после того, как Гай Ричи пришел в кино, фильм в полной мере хорошим назвать трудно, но с одной задачей он справляется на 5+: демонстрирует пришедшего к успеху гангстера в качестве абсолютного отморозка. Найти в персонаже Пола Беттани черты, чтобы начать ему сопереживать, практически невозможно.

Сексуальная тварь (Sexy Beast), 2000, режиссер – Джонатан Глейзер

-5

Режиссерский дебют Глейзера оказался стильным, жестоким и при этом очень смешным фильмом. Отошедший от дел британский медвежатник в исполнении Рэя Уинстона наслаждается отдыхом на вилле в Испании, пока к нему в гости не является особенно отмороженный старый знакомый в исполнении Бена Кингсли с целью мотивировать героя вернуться в опасный бизнес ради последнего дела. Кингсли создал по-настоящему запоминающийся и пугающий образ, одновременно карикатурный и реалистичный.