Найти тему
Cocked and Locked

Нестандартное: роторные ружья Хенига

Казалось бы, все возможное в охотничьем оружии уже придумано. Но система Джорджа Хенига, запатентованная им чуть более 20 лет назад, однозначно доказывает: поле деятельности для конструкторов и изобретателей еще осталось.

При конструировании желательно сохранить максимально классическую если не внутреннюю компоновку, то хотя бы внешний вид оружия: охотники - люди в массе своей консервативные. Именно поэтому оружие системы Хенига, напоминая обычные переломки, предлагает полностью сохраненные эргономику и дизайн "настоящего" охотничьего оружия, при этом внутри будучи уникальным.

Проблема любого переломного ружья - это то, что вектор силы, стремящейся "разложить" ружье в момент выстрела, направлен под углом к узлу запирания (вспоминаем параллелограмм сил из школьного курса физики). Шат стволов со временем возникает у любой переломки, будь то "Иж" или Holland&Holland, разница лишь в сроках. К тому же сама колодка и блок стволов требуют трудоемкой подгонки: во времена, когда переломные ружья только изобретались, обилие ручной работы никого не пугало (его доля и так была максимальна), но по современным меркам технологичными их не назвать. Конечно, точные станки с числовым управлением выручают массовое производство, для дорогих ружей ручная подгонка - наоборот, предмет гордости, но...

В системе Хенига же технологичность на первом месте: его затвор с поворотным запиранием буквально реализует крылатую фразу, приписываемую создателю танка Т-34: "Сложное и дурак придумает".

-2

Уже при первом взгляде на колодку видно чистое тело вращения: одно из древнейших созданий человечества, примитивная токарная обработка была известна еще в древнем Египте. Но, как говорят на новой родине Джорджа (а он в 1952 году еще ребенком переехал с семьей в США), "дьявол кроется в деталях": достаточно открыть ружье, чтобы оценить красоту замысла.

После освобождения фиксатора ружье разбирается поворотом муфты блока стволов относительно колодки:

-3

Запирание происходит на два больших боевых упора, расположенных на колодке сверху и снизу. То есть в момент выстрела из любого ствола вектор силы направлен строго вдоль, а не раскладывается между запирающим устройством и подствольными крюками: собственно, так работает любой поворотный затвор современного стрелкового оружия, но реализовать его в классической двустволке никому раньше даже и в голову не приходило.

-4

Понятнее всего работа затвора по эскизу из патента:

-5

Когда блок стволов начинает поворачиваться, вместе с ним поворачивается и передняя часть затвора (деталь 12), поскольку она связана с муфтой ствола (4) шарниром (10). За счет наклонных срезов (18), в которые упираются ударники (20), во время поворота происходит постановка ружья на боевой взвод. При этом продольный люфт, единственный возможный при таком запирании, регулируется очень просто - расстоянием между поворотной и неподвижной частями затвора, для чего нужна элементарнейшая круглая шайба нужной толщины между ними.

-6

Во время выстрела ось качания ствольного блока полностью разгружена, поэтому может позволить себе выглядеть такой "несерьезной": по большому счету, ее можно вообще убрать, на работу ружья это никак не повлияет. Ну, а снимается блок стволов даже проще, чем на обычных двустволках - не нужно отделять цевье, нужно просто нажать на язычок фиксатора.

-7

Обратите внимание на интересную особенность ружья - поскольку лицевая часть затвора поворачивается вместе с блоком стволов, при открытом ружье отверстия, через которые выходят ударники, смещаются относительно них на 90 градусов. То есть выстрелить ружье может, только когда затвор повернут до полностью запертого положения: при недовороте ударники просто упрутся в него, не попав по капсюлям (впрочем, при недовороте и сами капсюли не будут находиться напротив ударников). В общем, стоит снять шляпу: подобные изобретения своей продуманностью при внешней простоте действительно вызывают уважение.