О транспорте и пешеходах
С транспортом в Сиане нет никаких проблем, просто красота и удовольствие.
Местное метро чистое, просторное и оснащено картами и указателями на английском языке. Навигация весьма понятна, но запомните самое главное: на линейке с названиями станций серым цветом указаны станции, которые поезд уже проехал, а цветом написано то, что еще впереди. Стоимость проезда в метро зависит от дальности маршрута: за пару остановок возьмут два юаня, за остальные надо будет доплатить на выходе еще по юаню. Станции метро в Сиане оснащены турникетами на входе и на выходе, а также металлодетекторами. Несколько веток пересекают город во все стороны, и если разобраться в карте направлений и станций, которые висят на всех остановках метро, то заблудиться практически невозможно.
Автобусов в Сиане много, и ходят они очень часто. Если вам надо куда-то доехать, то лучшим вариантом будет выяснить у навигатора номер автобуса и ближайшую остановку. Можно, конечно, спросить и местных жителей, но вероятность того, что вы друг друга поймете, очень мала – в Сиане английский пока не очень распространен. Правда, люди будут искренне стараться вам помочь, ведь сианьцы невероятно участливы. Стоимость проезда на внутригородских маршрутах также 2 юаня.
Такси тоже много. Официальное такси со счетчиком оранжево-зеленого цвета, салон разделен решеткой. Стоимость посадки – 9 юаней, за эти деньги вы три километра едете спокойно. Затем включается счетчик и отмеряет по 2 юаня за каждый километр. Правило не распространяется на поездку в аэропорт – долго, пробки, и есть платная дорога.
Хитрющие таксисты, видя иностранца, пытаются не включать счетчик и потом содрать с туриста много денег. Не ведитесь на это, тыкайте пальцем в счетчик (он под магнитофоном внизу) и объясняйте, что хотите именно так.
Еще есть сианьский вариант тук-тука – адова колесница на основе мопеда и коробки из-под холодильника. Как только у иностранца появляется желание прокатиться на этом невиданном чуде техники, находятся добрые прохожие, которые старательно отговаривают его садиться в сооружение. Просто потому, что это очень небезопасно – трехногая табуретка крайне неустойчива, а ее водители не признают никаких правил и могут легко влететь под какой-нибудь китайский камаз.
Китайские мотороллеры – отдельная песня. Никто, видимо, так и не смог объяснить мопедистам, кто же они – водители или пешеходы. Поэтому они пользуются всеми преимуществами сразу – носятся и по дорогам, и среди прохожих на тротуаре. Возмущенно сигналят вам в спину на пешеходной улице и при этом пересекают перекрестки, как вздумается, не обращая внимания на светофор. За рулем мотороллеров восседают все подряд – и влюбленные студенты, и древние старушки. Поэтому не надейтесь, что каждый такой водитель вас заметит и объедет. Будьте внимательны!
И еще один важный нюанс – здесь пешеход никогда не бывает прав. Его не принято пропускать на зебре, и даже на зеленый свет есть шанс получить бампером под зад. И даже не пытайтесь кого-то перевоспитывать.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.