Как меняется рынок освещения, и правда ли, что будущее за светодиодами?
Первое, что надо констатировать с полной уверенностью – светодиодная революция произошла. На российском рынке светодиоды уже занимают большую часть поставок светотехнической продукции – более 50% в светильниках, также высокие показатели в импорте ламп. Эта тенденция по вытеснению других видов освещения и доминированию светодиодов будет продолжаться.
По прогнозам стратегической «дорожной карты» ассоциации Lighting Europe, пик перехода на светодиоды уже произошел, и рост рынка был в последние годы подхвачен умными системами освещения, а еще через год-другой это направление также выровняется, и основным локомотивом развития станет освещение, ориентированное на потребности человека – биологически активное освещение (human centric lighting). В целом это соответствует растущему пониманию общественной ценности света, восприятию света как неотъемлемой части качества жизни.
Надо понимать, что в последнее десятилетие развитие рынка происходило, в первую очередь, за счет роста эффективности светодиодов – светоотдача с еще недавних 30 лм/Вт увеличилась в разы и в опытных образцах уже достигает показателя 205 лм/Вт. Сейчас этот рост эффективности светодиодов замедлился и будет замедляться дальше, и технологический рычаг перестанет быть драйвером рынка. С точки зрения светоотдачи заменять старую светодиодную лампу на новую будет бессмысленно. Если при этом принять во внимание длительный срок службы светодиодов, то есть отсутствие необходимости в частой замене ламп, это явный риск уменьшения объема рынка для производителей.
С другой стороны, новые мультичиповые светодиоды с улучшенным спектром будут стимулировать рост рынка. Улучшение индекса цветопередачи будет продолжаться, стимулируя потребителя менять старые источники света на новые.
Еще одна явно заметная тенденция – рост потребления света на душу населения, повышение требований к уровню освещенности. С приходом цивилизации человек стал большую часть времени проводить в помещении, где уровень освещенности составляет 300-500 люкс. При этом естественная освещенность имеет уровень 10 тыс. люкс в пасмурную погоду и 100 тыс. люкс в солнечный день. Не будет преувеличением сказать, что мы живем в «биологической темноте». Потребность в увеличении освещенности будет расти с удешевлением технологии при одновременном улучшении спектра.
Появляется понимание важности света для качества жизни человека. Свет будет осознан потребителями как основа благополучного существования. Именно эта жизненная ценность является основой концепции human centric lighting – света, в фокусе которого человек. Сюда входят гибкое реагирование на потребности пользователя, следование за циклом жизнедеятельности (соответствие света по температуре, яркости и другим параметрам различным фазам – рабочей, отдыха, активности и так далее).
Снижение темпов роста энергетической эффективности, фокусирование на улучшение спектра, расширение функциональности светильников, появление новых нишевых продуктов для удовлетворения специфических потребностей человека, осознание того, что свет является одной из важных ценностей в благополучном существовании человека – вот основные тренды развития рынка освещения.
Может показаться, что все это далекое будущее, в то время как в окружающей действительности все иное. Однако это не так. В прошлом году была учреждена Евразийская светотехническая Премия «Золотой Фотон» - своеобразный светотехнический Оскар, конкурс лучших продуктов, решений и компаний на рынке.
Почти 40 компаний боролись за победу в 30 номинациях, наиболее востребованных рынком – представлены решения для промышленного, школьного, уличного, офисного, торгового освещения, для ЖКХ и помещений с особыми условиями эксплуатации и так далее. Победители первой Премии объявлены 16 февраля 2018 года. И отрасль уже начинает готовиться к следующему отборочному году.
Премия и ее номинанты задают планку качества и позволяют смотреть вперед, сочетая рыночно востребованные продукты с решениями завтрашнего дня.