Что может быть ближневосточного в гробнице Наполеона в Париже? А там не только Ближнего Востока, там и нашего, российского, немало.
Саркофаг помещён в уже имеющемся соборе Дома инвалидов, а место для него просто вырыли прямо под куполом.
Интерьер внутри роскошный, хотя вполне классический. Но мрамора явно не жалели.
Саркофаг Наполеона выполнен из русского гранита, точнее, шокшинского кварцита, хотя во французских источниках его часто до сих пор называют то гранитом, то порфиром. Добыт он был в Карелии, в районе Онеги. Из него же, кстати, выполнена отделка мавзолея Ленина. Месторождение и сейчас действует, если кому надо.
Ну да вернёмся к Ближнему Востоку. Во-первых, зелёный мрамор вокруг саркофага называли египетским (Vert d’Egypte), хотя месторождения были во Франции и Италии.
Камень для постамента искали не просто. Планировался красный (пурпурный) порфир, который использовали для античных статуй в Греции и Риме, но месторождение было надолго утеряно. Пока его вновь не открыли в 1823 году английские путешественники в египетских горах Джебель (простите, "габаль", по-нашему, по-египетски) абу Духан. Это в 50 км от Хургады. Да-да, той самой.
Камень считался царским и как нельзя лучше подходил для грандиозного замысла архитектора. Но уж очень далека та Хургада оказалась географически. Тем более, что никакой Хургады ещё не было. Искали достойную замену много где, но оказалось, что подходящий камень есть только в России. Так в Париже стала известна деревня Шокша. Само путешествие в Россию было настолько невероятным, что было опубликовано в виде отдельной брошюры.
Однако более простая транспортировка не решила всех проблем с гробницей. Изготовление саркофага превратилось в серьёзную техническую проблему — размер блоков и невероятная твёрдость камня превосходили всё, когда-либо сделанное со времён Древнего Египта. Только египтяне при обработке использовали ручной труд, занимало это не просто годы, а десятилетия. Зато было надёжно. Сейчас же у архитекторов поджимали сроки. Помог технический прогресс — для обработки камня были специально сделаны три мощные паровые машины, впервые в истории использованные для обработки гранита. Это была настоящая технологическая революция в обработке камня. В результате управились всего за каких-то три года.
Гробницу окружают барельефы, прославляющие деяния Наполеона и одно из них мы не можем обойти стороной — это создание Кодекса Наполеона. Этот фундаментальный законодательный акт (гражданский кодекс) был воспринят многими странами мира, но ближневосточными — почти всеми. И не только теми, которые были французскими колониями. Первой была Турция в 1926 году, затем Египет в 1948-м, а за ними Сирия, Ирак, Ливия, Судан, Катар, Иордания, Кувейт. Кувейт его принял аж в 1980-м. Подумайте, где Наполеон, а где 1980 год! И дальше кодекс никуда не делся, продолжает регулировать гражданское законодательство этих стран.
Ну и вишенкой на торте было увидеть в гробнице Наполеона… арабскую вязь! Нет, не на его саркофаге, а на саркофаге другого уважаемого во Франции человека — маршала Юбера Лиотэ, известного своим участием в колониальных войнах, в частности в Марокко, в том числе в Рифской войне. Одновременно Лиотэ искренне любил Магриб, а колониализм считал благом, несущим цивилизацию варварам. Потому и отправился сначала служить в Алжир, а потом активно пытался расширить границы французской колонии на соседнее Марокко. После того как Марокко стало французским протекторатом, он возглавил тамошние колониальные войска. Исследователи уверяют, что во многом благодаря ему были сохранены многие памятники местной архитектуры. Марокканский город Кенитра с 1933 по 1956 годы был назван в его честь. А Касабланке до сих пор его имя носит один из колледжей. Он же перенёс столицу Марокко из Феса в Рабат.
На бронзовом саркофаге на арабском написано: «Чем больше я узнаю марокканцев и чем дольше я живу в этой стране, тем больше я убеждаюсь в величии этой нации».
Подробнее о материалах, из которых изготовлен саркофаг Наполеона, см. статью Ж. Туре, А.Г. Булах «Цветной камень гробницы Наполеона в Париже: искусство, геология, география», опубликованную в Вестнике СПбГУ. Науки о Земле. 2017. Т. 62. Вып. 1.