В отечественную науку первые публикации о распространившихся в западных странах религиозных новообразованиях появляются в начале 80-х гг. прошлого столетия. Данные организации назывались по-разному: «внеконфессиональные религии», «религии Нового века», «нетрадиционные религии», «альтернативные религии», «новые религиозные движения и культы». Такой разброс наименований во многом объяснялся отсутствием таких объединений в Советском Союзе.
Их природа и функции осмысливались в рамках господствовавшей идеологической установки, в соответствии с которой массовое появление в капиталистических странах религиозно - мистических групп трактовалось как проявление кризиса буржуазного общества.
В доперестроечные времена советская наука использовала термины «секта» и «сектантство» в историческом контексте, обычно акцентируя внимание на антагонизме понятий «секта» и «церковь». Как отмечает профессор МГУ Игорь Кантеров :
«В исследованиях религиозных меньшинств советского периода коммунистическая идеологическая парадигма причудливо сочеталась с дореволюцинной православно-государственной классификацией религиозных объединений».
Падение «железного занавеса», рыночные реформы, демократизация общественной жизни привели к религиозному возрождению в России. Новые, для России, религиозные движения (НРД), пробиравшиеся со всех частей света вызвали потребность в рефлексии данного процесса.
В условиях исчезновения гегемонии советской идеологии и научного атеизма в нашей стране начали возрождаться старые досоветские и формироваться новые парадигмы изучения религии, в общем, и НРД, в частности.
В науке появились термины «секта», «культ», «новое религиозное движение», «нетрадиционные религии» и т.д.
Одним из первых терминов, появившихся на арене российского религиоведения, стали «нетрадиционные религии».
Они по логике вещей противопоставлялись «традиционным религиям» в которые записали православие, буддизм-ламаизм, «традиционный» ислам и иудаизм. При этом не менее традиционные старообрядцы, язычники, католики и лютеране как бы остались за бортом.
Следующей попыткой было появление термина «оппозиционная религиозность». Среди отечественных авторов такой классификации НРД придерживается Татьяна Бажан, издавшая в Красноярске монографию «Оппозиционная религиозность России».
Ученая выражает стремление воздержаться от односторонне отрицательных оценок новых религиозных движений как «культов» и «сект», давно ставших неблагозвучными и оскорбительными для верующих. При этом, автор волей-неволей политизирует разные религии, противопоставляя их по линии власть-оппозиция.
Одной из самых скандальных попыток «политизитизации» религиоведческой терминологии стало появление термина «тоталитарная секта» предложенная богословом-сектоведом Александром Дворкиным.
Автор отмечает, что богословской святоотеческой традиции недостаточно для современного исследования сект, т.к. в те далекие времена не существовало таких вещей как: шоу-бизнес, маркетинг, терроризм, СМИ и тому подобные вещи.
В итоге, сектоведческая классификация Дворкина выглядит следующим образом:
- секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона.
- классическая (менониты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, духоборы, хлысты)
- синкретическая (Бахаи, «Христианская наука», Тенрикё, Као Дай, Умбанда, Буду и другие)
- тоталитарная - особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Наиболее нейтральным и корректным признается термин «новые религиозные движения» подробно проработанный британской исследовательницей религии Эйлин Баркер. Под этим определением религиовед понимает движения возникшие после Второй Мировой войны, которые предлагают рецепты по достижению каких-либо высших целей.
Однако, по мнению самой Баркер термин имеет весьма размытое значение, что создает широкое поле для интерпретаций и разнообразных классификаций.
Профессор Кантеров рассматривает НРД как движения возникшие в 60-70-х гг XX века, имеющие следующие признаки:
- возникшие недавно и существующие на протяжении жизни одного поколения верующих
- признающие вероучительные положения, существенно расходящиеся с вероучением «исторических религий»
- не имеющие укореннености в социокультурной пространстве региона нахождения
- имеющие в числе последователей из неофитов
- имеющие харизматических лидеров, возвещающих истинное учение
По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии могут быть отнесены к следующим направлениям:
1. Неохристианские течения: Церковь Христа, Новоапостольская церковь, харизматы.
2. Неориенталистские объединения: Международное общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Миссия Божественного Света, Ананда Марг.
3. Синкретические и универсалистские движения: Церковь Объединения, вера Бахаи, Саентологическая церковь, Аум Синрике.
4. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)
5. Неоязычество
6. Сатанизм: Церковь Сатаны, Зеленый орден, Южный крест, Общество Сатаны.
В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему.
Профессор Екатерина Элбакян придерживается «широкого определения» НРД, как возникающей религии у которой есть три стадии: 1) нового движения 2) новой религии 3) старой религии.
Религиовед использует методологию Макса Вебера, а именно принципы а) «рутинизации харизмы», б) кристаллизации, в) институализации и наконец г) бюрократизации. Последние два и превращают «религиозное движение» в «религию».
По классификации Элбакян к новым религиям западного происхождения в России относятся:
Христианские: Церковь Святых Последних Дней (мормоны), Армия Спасения
Синкретические: Церковь Объединения (муниты), Церковь Саентологии
Третий вариант классификации НРД предлагает профессор МГУ Игорь Яблоков. Исследователь отдает предпочтение дефиниции «современные нетрадиционные культы». По мнению ученого, данные движения обладают следующими характеристиками:
- отсутствует строго разработанная вероучительная система
- иерархичность
- оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям
- коллективный культ
- техника психологического манипулирования
- эклектичность
Религиовед выделяет пять групп НРД:
1. Неоориенталистские культы: Общество Сознания Кришны,
Тихоокеанский дзен-буддийский центр, Миссия Божественного света Махарай Джи, Трансцендентальная медитация и другие.
2. Неохристианские объединения: Церковь Объединения,
"Дети Бога", Церковь Тела Христова и другие.
3. Сайентологическое направление:
Церковь Сайентологии, "космические религии", например "Общество Аэтариус".
4. Новая магия, спиритизм.
5. Сатанизм
Социолог религии Роман Лункин выделяет два основных направлений новых религий :
1) христианские: мормоны, Свидетели Иеговы, Богородичный центр.
2) постхристианские: саентология, Радастея, Анастасия, муниты, Великое белое братство, Церковь Последнего Завета.
3) другие: неоиндуистские, необуддистские, исламские, языческие/неоязыческие.
Популярность постхристианских религий согласно Лункину обусловлена условиями секулярного общества, тоской по магическому и волшебному, распространением фантастической и фэнтези литературы, массовая культура, глобализация и мифо-магическое сознание большинства людей.
В то время как неохристианские движения находят отклик у постсоветских людей по причине строгости, дисциплинированности и иерархичности своей организации и вероучения, культа семьи, успех а и свободы, а также упрощенного «народного» богословия (мормоны), эмоциональных, харизматических и протестных проповедей (Богородичный Центр).
Как видно из всех вышеперечисленных классификаций и подходов термин «новые религиозные движения» имеет весьма неоднозначный и туманный смысл.
Кажется, что для большей корректности требуется ввести новую терминологию в исследовании истории религии, а именно следовать схеме исторической хронологии Первобытность – Древность – Средневековье – Новое время – Новейшее время.
Таким образом, религиозные движения возникшие после Второй Мировой войны стоит называть «новейшими религиозными движениями» или «религиями Новейшего времени» (Нью-Эйдж, Саентология, муниты).
И так по аналогии: религии Нового времени (ваххабизм и протестантизм), Средневековья (ислам и богомильство), Древности (христианство и буддизм), Первобытности (тотемизм и анимизм).
Конечно, может сразу возникнуть вопрос, а по какой хронологии распределять религии? Когда закончилось Средневековье в 1453? 1500? 1648? Боюсь, точного ответа мы никогда не узнает.
Однако метод историзма позволит религиоведам избежать терминологической путаницы в будущем и даст возможность по существу заниматься классификацией религий вместо бесконечного выяснения стилистических особенностей того или иного термина.