Найти в Дзене
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ

Что думают российские ученые о религиях "Нового века"?

В  отечественную науку первые публикации о распространившихся в западных странах религиозных новообразованиях появляются в начале 80-х гг. прошлого столетия. Данные организации назывались по-разному: «внеконфессиональные религии», «религии Нового века», «нетрадиционные религии», «альтернативные религии», «новые религиозные движения и культы». Такой разброс наименований во многом объяснялся отсутствием таких объединений в Советском Союзе.
   Их природа и функции осмысливались в рамках господствовавшей идеологической установки, в соответствии с которой массовое появление в капиталистических странах религиозно - мистических групп трактовалось как проявление кризиса буржуазного общества.
   В доперестроечные времена советская наука использовала термины «секта» и «сектантство» в историческом контексте, обычно акцентируя внимание на антагонизме понятий «секта» и «церковь».  Как отмечает профессор МГУ Игорь Кантеров : «В исследованиях религиозных меньшинств советского период

В  отечественную науку первые публикации о распространившихся в западных странах религиозных новообразованиях появляются в начале 80-х гг. прошлого столетия. Данные организации назывались по-разному: «внеконфессиональные религии», «религии Нового века», «нетрадиционные религии», «альтернативные религии», «новые религиозные движения и культы». Такой разброс наименований во многом объяснялся отсутствием таких объединений в Советском Союзе.


   Их природа и функции осмысливались в рамках господствовавшей идеологической установки, в соответствии с которой массовое появление в капиталистических странах религиозно - мистических групп трактовалось как проявление кризиса буржуазного общества.
   В доперестроечные времена советская наука использовала термины «секта» и «сектантство» в историческом контексте, обычно акцентируя внимание на антагонизме понятий «секта» и «церковь».  Как отмечает профессор МГУ
Игорь Кантеров :

«В исследованиях религиозных меньшинств советского периода коммунистическая идеологическая парадигма причудливо сочеталась с дореволюцинной православно-государственной классификацией религиозных объединений».   

Игорь Кантеров
Игорь Кантеров


 Падение «железного занавеса», рыночные реформы, демократизация общественной жизни привели к  религиозному возрождению в России. Новые, для России, религиозные движения (НРД), пробиравшиеся со всех частей света вызвали потребность в рефлексии данного процесса.

В условиях исчезновения гегемонии советской идеологии и научного атеизма в нашей стране начали возрождаться старые досоветские и формироваться новые парадигмы изучения религии, в общем, и НРД, в частности.

В науке появились термины «секта», «культ», «новое религиозное движение», «нетрадиционные религии» и т.д.
Одним из первых терминов, появившихся на арене российского религиоведения, стали
«нетрадиционные религии».

Они по логике вещей противопоставлялись «традиционным религиям» в которые записали православие, буддизм-ламаизм, «традиционный» ислам и иудаизм. При этом не менее традиционные старообрядцы, язычники, католики и лютеране как бы остались за бортом.


Татьяна Бажан
Татьяна Бажан

Следующей попыткой было появление термина «оппозиционная религиозность».  Среди отечественных авторов такой классификации НРД придерживается Татьяна Бажан, издавшая в Красноярске монографию «Оппозиционная религиозность России».

Ученая выражает стремление воздержаться от односторонне отрицательных оценок новых религиозных движений как «культов» и «сект», давно ставших неблагозвучными и оскорбительными для верующих. При этом, автор волей-неволей политизирует разные религии, противопоставляя их по линии власть-оппозиция.

-4

Одной из самых скандальных попыток «политизитизации» религиоведческой терминологии стало появление термина «тоталитарная секта» предложенная богословом-сектоведом Александром Дворкиным.

Александр Дворкин
Александр Дворкин


 Автор отмечает, что богословской святоотеческой традиции недостаточно для современного исследования сект, т.к. в те далекие времена не существовало таких вещей как: шоу-бизнес, маркетинг, терроризм, СМИ и тому подобные вещи.


В итоге,  сектоведческая классификация Дворкина выглядит следующим образом:
- секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона.
- классическая (менониты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, духоборы, хлысты)
- синкретическая (Бахаи, «Христианская наука», Тенрикё, Као Дай, Умбанда, Буду и другие)
- тоталитарная - особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Эйлин Баркер
Эйлин Баркер


Наиболее нейтральным и корректным признается термин
«новые религиозные движения» подробно проработанный британской исследовательницей религии Эйлин Баркер.  Под этим определением религиовед понимает движения возникшие после Второй Мировой войны, которые предлагают рецепты по достижению каких-либо высших целей.
    Однако, по мнению самой Баркер термин имеет весьма размытое значение, что создает широкое поле для интерпретаций и разнообразных классификаций.

-7


Профессор Кантеров рассматривает НРД как движения возникшие в 60-70-х гг XX века, имеющие следующие признаки:
- возникшие недавно и существующие на протяжении жизни одного поколения верующих
- признающие вероучительные положения, существенно расходящиеся с вероучением «исторических религий»
-  не имеющие укореннености в социокультурной пространстве региона нахождения
- имеющие в числе последователей из неофитов
- имеющие харизматических лидеров, возвещающих истинное учение

По содержанию вероучительных доктрин новые нетрадиционные религии могут быть отнесены к следующим направлениям:

1. Неохристианские течения: Церковь Христа, Новоапостольская церковь, харизматы.

2. Неориенталистские объединения: Международное общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Миссия Божественного Света, Ананда Марг.

3. Синкретические и универсалистские движения: Церковь Объединения, вера Бахаи, Саентологическая церковь, Аум Синрике.

4. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)

5. Неоязычество

6. Сатанизм: Церковь Сатаны, Зеленый орден, Южный крест, Общество Сатаны.


  В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему.

Екатерина Элбакян
Екатерина Элбакян


Профессор
Екатерина Элбакян придерживается «широкого определения» НРД, как возникающей религии у которой есть три стадии: 1) нового движения 2) новой религии 3) старой религии

Религиовед использует методологию Макса Вебера, а именно принципы а) «рутинизации харизмы», б) кристаллизации, в) институализации и наконец г) бюрократизации.  Последние два и превращают «религиозное движение» в «религию».
По классификации Элбакян к
новым религиям западного происхождения в России относятся:
Христианские: Церковь Святых Последних Дней (мормоны), Армия Спасения
Синкретические: Церковь Объединения (муниты), Церковь Саентологии

Игорь Яблоков
Игорь Яблоков


  Третий вариант классификации НРД предлагает профессор МГУ
Игорь Яблоков. Исследователь отдает предпочтение дефиниции «современные нетрадиционные культы».  По мнению ученого, данные движения обладают следующими характеристиками:
- отсутствует строго разработанная вероучительная система
- иерархичность
- оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям
- коллективный культ
- техника психологического манипулирования
- эклектичность

Религиовед выделяет пять групп НРД:
1.
Неоориенталистские культы: Общество Сознания Кришны,
Тихоокеанский дзен-буддийский центр, Миссия Божественного света Махарай Джи, Трансцендентальная медитация и другие.
2.
Неохристианские объединения: Церковь Объединения,
"Дети Бога", Церковь Тела Христова и другие.
3.
Сайентологическое направление:
Церковь Сайентологии, "космические религии", например "Общество Аэтариус".
4.
Новая магия, спиритизм.
5.
Сатанизм

Роман Лункин
Роман Лункин


Социолог религии
Роман Лункин  выделяет два основных направлений новых религий :
1)
христианские: мормоны, Свидетели Иеговы, Богородичный центр.
2)
постхристианскиесаентология, Радастея, Анастасия, муниты, Великое белое братство, Церковь Последнего Завета.
3)
другие: неоиндуистские, необуддистские, исламские, языческие/неоязыческие.

Адепты Церкви Последнего Завета
Адепты Церкви Последнего Завета


Популярность постхристианских религий согласно Лункину обусловлена условиями секулярного общества, тоской по магическому и волшебному, распространением фантастической и фэнтези литературы, массовая культура, глобализация и мифо-магическое сознание большинства людей.

В то время как неохристианские движения находят отклик у постсоветских людей по причине строгости, дисциплинированности и иерархичности своей организации и вероучения, культа семьи, успех а и свободы, а также упрощенного «народного» богословия (мормоны), эмоциональных, харизматических и протестных проповедей (Богородичный Центр).


   Как видно из всех вышеперечисленных классификаций и подходов термин «новые религиозные движения» имеет весьма неоднозначный и туманный смысл.

Кажется, что для большей корректности требуется ввести новую терминологию в исследовании истории религии, а именно следовать схеме исторической хронологии Первобытность – Древность – Средневековье – Новое время – Новейшее время. 

Таким образом, религиозные движения возникшие после Второй Мировой войны стоит называть «новейшими религиозными движениями» или «религиями Новейшего времени» (Нью-Эйдж, Саентология, муниты). 

И так по аналогии: религии Нового времени (ваххабизм и протестантизм), Средневековья (ислам и богомильство), Древности (христианство и буддизм), Первобытности (тотемизм и анимизм).


      Конечно, может сразу возникнуть вопрос, а по какой хронологии распределять религии? Когда закончилось Средневековье в 1453? 1500? 1648? Боюсь, точного ответа мы никогда не узнает.

Однако метод историзма позволит религиоведам избежать терминологической путаницы в будущем и даст возможность  по существу заниматься классификацией религий вместо бесконечного выяснения стилистических особенностей того или иного термина.