Паруса испытывают значительное давление ветра, нижние части мачт воздействуют с большой силой на корпус судна. Поэтому конструкция подводной части парусника должна быть остойчивой – способной сопротивляться переворачиванию. У плоскодонных суден остойчивость достигается за счет расширения днища.
Килевая яхта противостоит опрокидыванию с помощью балласта и специфической формы корпуса. Стенки построены так, что усилия передаются преимущественно вдоль обшивки, поперечные сводятся к минимуму. При качке на волнах возникает выпрямляющий момент сил, восстанавливающий равновесие.
Киль яхты
Навигационные характеристики существенно зависят от строения центральной, максимально заглубленной в воду части корпуса. Киль яхты – это продольная конструкционная балка. Брус, проходящий по всей длине, к которому крепятся остальные несущие конструкции. Выбор типа киля парусной яхты влияет на то, как она ведет себя в открытом море и на мелководье.
Длинный киль
Плавные обводы днища образуют длинный киль яхты. У него превосходные лавировочные свойства, что важно для спортсменов и путешественников, плавающих в море. Во время яхтенных соревнований яхтсмены искусно лавируют, избегая столкновений с препятствиями, также выигрывают в скорости к финишу. При нахождении посреди морского шторма, лавирование позволяет избежать чрезмерного крена. Хорошо лавирующий парусник трудно опрокинуть.
Балластный фальшкиль размещен глубоко, и обеспечивает отличную остойчивость, замечательно противостоит рысканию. Длиннокилевая яхта и лавировка необходимы в таких крупных водоемах, как Средиземное море. Но на мелководье проявляются недостатки конструкции: удлиненная парусная лодка легче садится на мель, и труднее снимается, хуже сопротивляется ударам.
Глубокий плавниковый киль
Восстанавливающий балласт сосредоточен в специальном плавнике, что обеспечивает высокую отзывчивость к движениям руля. Парусник способен передвигаться под крутым углом к ветру, совершать развороты в сильно ограниченном пространстве. Плавник играет роль подводного крыла, противодействующего сносу вбок (боковому дрейфу). В результате, глубокий плавниковый киль позволяет увеличить площадь парусов. Это положительно сказывается на скорости, можно успешно плавать при слабом ветре.
Укороченный плавниковый киль
Укорочение продольного бруса в основании корпуса улучшает проходимость на мелкой воде. Это идеальный вариант для начинающих яхтсменов, которые тренируются возле берега, и зачастую садятся на мели. Удары лучше распределяются, посадка происходит мягче. Новичку, пока не участвующему в гонках, стоит учиться на судне с укороченным плавником.
Также малая осадка незаменима для плавания по каналам, мелководных бухтам, прибрежным гаваням. Путешественники посещают интересные акватории, заплывают на водные проспекты европейских городов. При этом необходимо заранее узнать, разрешают ли ставить парус местные правила судоходства.
Швертбот
Швертбот – облегченный корабль для плавания по мелководью. Значительное боковое сопротивление на глубоководье обеспечивает швертовый киль – тонкая металлическая пластина. При входе на мелководный участок шверт убирают внутрь, в специальный колодец. Вес шверта, даже стального, небольшой, и практически не влияет на устойчивость в сложенном состоянии. Корпус швертбота расширяют, в особенности у маленьких кораблей. Судно настолько легкое, что большое значение имеет масса экипажа. В зависимости от силы и направления ветра, люди перемещаются по палубе или в трюме к одному из бортов.
Подъемный киль (свинг)
Внизу находится массивный чугунный балласт. Подъем производят гидравлическим или механическим способом. В качестве ручного механизма используют фаловую лебедку. Гидравлика облегчает труд экипажа, и ускоряет подъем в трудных условиях. Свинг-киль незаменим на литорали, с большой разницей уровня воды во время прилива и отлива. Также свинг дает преимущества при передвижении по мелководью на российском северо-западе, в районе Балтийского моря и Ладожского озера. Парусные яхты с подъемным килем гораздо реже попадают в аварийные ситуации.
Компромиссный вариант
Когда трудно определить, требуется длинный или короткий киль, и какой должна быть осадка, нередко используют промежуточные типы суден. В частности, яхты–компромиссы с тяжелым швертом. Они отлично подходят для дальних морских переходов, плаваний по литоральным регионам. Компромисс достигается за счет усложнения конструкции и системы управления. Усложняется техническое обслуживание, возрастает потребность в текущем и капитальном ремонте. Шверт закрепляют снаружи, на внешнем балласте, и выдвигают при необходимости. Швертовое устройство представляет собой поднимающуюся вертикальную пластину с поперечными горизонтальными плавниками внизу. При оседании на мягкое дно они обеспечивают стабильность.
Выбираем парусную яхту
Не стоит покупать судно, руководствуясь только формальными описаниями и личными мнениями на форумах в Интернете. Желательно походить на конкретной лодке под парусом, прочувствовать ее поведение в различную погоду, во время шторма и штиля. Для этого берут судно в чартер или заказывают тест-драйв перед покупкой.
Новая или б/у
Если хватает средств, предпочтительно покупать новую лодку с полным комплектом оборудования. Только что сошедшая с верфи яхта – это долгосрочная инвестиция, которая приносит существенную экономию, и зачастую гарантирует безопасность людям. При строительстве современных моделей используют передовые технологии и качественные материалы. Если судно изготавливается под заказ, то еще и в полной мере выражает персональные вкусы, особые предпочтения владельца.
Но у бывших в употреблении яхт тоже имеются свои достоинства. Они проверены временем, на них отсутствуют случайные дефекты, которые нередко проявляются лишь во время длительного плавания. Предыдущий хозяин наверняка успел выявить все недостатки, и ликвидировал недоработки мастеров с верфи. Но выбирать подержанное судно нужно с осторожностью. Значительную опасность представляют битые корабли. Снаружи повреждения бывают малозаметными, но после выхода из порта в открытое море возникают серьезные проблемы. Поврежденные механизмы плохо работают и ломаются, корпус может протекать.
Если вы сомневаетесь, какую яхту выбрать, пригласите компетентного сюрвейера. Специалист проверит мореходные качества, опробует двигатель в работе. Ведь кроме парусов, необходимо держать в порядке мотор на случай штиля или для срочного аварийного прибытия в ближайший порт. Также будет не лишним спросить совета у опытного яхтсмена насчет обитаемости кают, удобства камбуза, характеристик такелажа. Казалось бы незначительные нюансы расположения мачт сильно влияют на комфорт во время долгих путешествий. Как было рассмотрено выше, устойчивость в глубокой воде и проходимость на мелкой зависит от того, длинный киль или короткий. Различные виды килей на яхтах специфически сказываются на лавировании, способности совершать крутые повороты и разворот.
На что обратить внимание при покупке подержанной яхты?
Экстерьер:
- гелькоут (защитное покрытие), нет ли осмоса – мельчайших пузырьков воздуха внутри обшивки;
- рубка – нет ли трещин в бортах;
- иллюминаторы – герметичность, состояние стекла или пластика;
- широкая часть корпуса – при плохом обращении с кораблем в прошлом заметны царапины и вмятины;
- киль – при ударах рядом происходит растрескивание.
Интерьер:
- каюты, кухня, отхожее место;
- шкафчики, прочая мебель – на поверхностях не должно быть гнили и плесени, грязи, потеков;
- обшивка – после 15 лет эксплуатации она в любом случае будет сильно изношенной.
Рангоут и такелаж:
- паруса – целое ли полотно, нет ли признаков гниения, неприятных запахов;
- канаты, в частности леера – при выраженной потертости или загнивании их придется заменять;
- мачта – крепко ли держатся заклепки, не была ли погнута;
- ванты, штаги;
- лебедки и стоперы.
Силовой привод:
- пробег (измеряется в моточасах);
- характер звуков при запуске и после выхода на постоянный режим работы;
- выхлоп – отсутствие дыма необычного цвета или излишнего количества отработанных газов;
- винт – при чрезмерных нагрузках на металле лопастей появляются трещины.
Управление:
- легкость хода штурвала;
- руль – степень износа, наличие люфта;
- демпферы и аноды.
Технические системы:
- водопровод и канализация – как работает помпа, гальюн, водопроводные краны;
- газ – насколько безопасно оборудование, где находится газовый кран;
- отопление – при плавании в северных широтах обязательно наличие печки;
- электричество – эту задачу лучше поручить профессиональному электрику;
- навигационные приборы – тоже не помешает помощь профессионала.
Дополнительное оборудование:
- картплоттер (навигатор с GPS);
- огнетушители – важен срок пригодности;
- якоря, багры.
Попросите показать, как функционируют сложные приборы и незнакомые системы. Лучше сразу записать видео с помощью смартфона, чтобы ничего не забыть.
Расходы на содержание парусника
Яхта не относится к имуществу, приносящему доход. Это развлечение, предмет роскоши, стоимость которого снижается приблизительно на 10% ежегодно. Вам предстоит крупное приобретение, с последующими солидными расходами и существенными трудозатратами. Если трудно решиться на подобную покупку, стоит для начала взять судно в чартер.
В число основных затрат на содержание парусника входит:
- швартовка и стоянка;
- горючее для печки с двигателем;
- зимовка, подъем на зимнее хранение, затем спуск;
- техобслуживание, мелкий ремонт;
- модернизация, капремонт;
- заработная плата экипажа;
- текущие траты на уход – инструменты, моющие средства, лаки и краски.
Подсчитав годовые расходы, можно высчитать стоимость одного выхода в море, и сравнить яхтенный отдых по цене с другими активными развлечениями.
Документы, которые нужно проверить при покупке европейской яхты
- Регистрационное свидетельство.
- Проектная документация.
- Сертификат (металлическая табличка, встроена в корпус).
- Инструкция по эксплуатации.
- Сервисная книжка.
- Гарантия.
- Страховка
- Документы на двигатель (с проверкой серийного номера).
- Счета за техобслуживание и ремонт.
Также необходимо тщательно изучить документы на право собственности, которыми располагает продавец. В том числе прежние договоры купли-продажи, если движимое имущество сменило несколько собственников. Для судна, построенного позже июня 1998 года, продавец обязан предоставить свидетельство СЕ, и VAT invoice (возврат НДС).
Не стоит однозначно отказываться от приобретения заложенной собственности. Возможно, продавец согласен выплатить залог, и вам не придется вести переговоры с банками. Но чтобы убедиться в отсутствии «подводных камней», желательно поручить сопровождение сделки грамотному юристу, знающему европейскую специфику. Попросите положить задаток на специальный доверительный счет. Уточните, когда судно перейдет в ваше владение, и с каких пор начинаются страховые обязательства.
Читайте оригинал этой статьи и многие другие на сайте gents-blog.ru.