Клады, несметные сокровища, кем-то и когда-то зарытые, всегда будоражили умы людей. Клад - это то, что покладено! Или закопано... Сокровище Стеньки Разина и Ермака до сих пор пытаются найти. Про золото Колчака легенды не умолкают, и даже называют место захоронения - озеро Байкал. Правда, донырнуть до них еще никому не удавалось...
Имею грех, сам в свою бытность строителя воспользовался одной такой байкой в корыстных целях - рассказал работягам на одном объекте, что здесь в 1990-х годах один криминальный элемент имел цех по нелегальному разливу алкоголя. И, когда за ним пришел ОМОН, то спрятал где-то тут коробку с баксами. Справедливости ради замечу: ничего не придумал - такая байка в тех местах действительно ходила. И работяги, получив у старожилов подтверждение моих слов, вместо запланированного месяца произвели демонтаж стен и перекрытий на объекте всего за неделю. Ничего так не заставляет человека работать, как ощущение близкой халявы...
То тут, то там слышались разговоры типа:
- А ты если бы нашел - поделился со мной?
- Не сомневайся, брат, конечно! Век воли не видать!
Клятвам не особо верили. В туалет никого одного не отпускали - только под присмотром половины бригады! Как это в большинстве случаев водится - ничего не нашли. Нет, коробку нашли, только вместо баксов там были отпечатанные полтора десятка лет назад акцизные марки и бутылочные этикетки. Стало быть - правду люди молвят. Что-то такое здесь в самом деле когда-то было.
Жил в Челябинске один человек. Занимался металлом - дело во все времена прибыльное. Покупал лом, продавал его, и с это жил. Жил, хочу сказать, весьма неплохо.
Еще надо заметить, что в нашем городе, кроме суровых мужиков и сталелитейного завода N69, есть (сейчас - уже было) Штурманское училище. С аэродромом, самолетами, и самими штурманами - все, как полагается. И ходили байки про то, что отслужившие свое самолеты не уничтожались, не резались на металлолом, а закапывались там же - около ЧВВАКУШа. Благо, болот, где не то что самолет, а весь аэродром утопить можно, там хватало тогда и хватает сейчас. Причина объяснялась просто - в самолете такая куча всякой секретной фигна, и бывает еще и фигня радиоактивная и токсичная. Так зачем его утилизировать, как это делают в странах загнивающего капитализма, когда его можно просто утопить в болоте?
Понятно, что в советские времена сам аэродром и окрестные болота охранялись - будь здоров. Но в эпоху демократических преобразований середины 1990-х годов охранять стало некому. А, поскольку город строился и разрастался, изменился ход грунтовых вод, то со временем и части болот не стало.
Дошли эти байки и до того самого мужика, что металлом занимался. Только этот не просто послушал, а решил эти самолеты поискать. А что? Бабла - навалом. Времени - еще больше. А самолет - это не только яйца, но и ценный мех! Читай - алюминий, титан, и еще пс его знает какие сплавы.
В общем, решил мужик во что бы то ни стало найти хоть один самолет и откопать его. Начал, как это ни странно - с поисков. Как ему это удалось - история умалчивает, но вышел металлист на одного дедка, который в начале 1960-х по этим лесам да болотам скотину пас. Указал ему дед место, где - он точно помнит - военные топили в болоте самолет. Правда через почти полвека и болота не стало - лесок вырасти успел. Походил мужик, посмотрел. Деревья и правда растут причудливым силуэтом, повторяющим контур самолета.
Подумал еще, и пригнал в лесок технику и работяг. Что характерно - копать ему так никто и не помешал. Приходили пару раз солдатики из караула.
- Чего делаешь на секретном объекте?
- Да вот, хочу секретный самолет откопать...
- Хорошее дело... давай нам сигарет и на водку, и пойдем мы отседова...
Так он и копал. День, второй. Неделю. Нету самолета! Уж метров на пять прокопали, а самолета нету! Хотел уж на все плюнуть - в конце концов, есть масса других дел, куда можно грохнуть и время, и деньги. Вон, на северах, все прекрасно знают, где и когда ушел в болото, например, КамАЗ с алюминиевой трубой, даже крыша этого КамАЗа до сих пор над водой торчит. А ты попробуй - достань!
Собирался металлист уже сворачиваться, как вдруг лопата одного из работяг уткнулась в металл. Начали разгребать - крыло от самолета! Продолжили копать - и вот он, самолет! Да не современный, а даже по меркам 1960-х годов - антиквариат. С винтом, по три пулемета на крыле и так далее. Времен Второй Мировой самолет. Подпорченный, конечно. Деревянный каркас местами вовсе сгнил. Краска облезла. Но самолет!
Откопали его совсем, вывезли. Начал металлист покупателя искать, который вскоре нашелся - какой-то коллекционер. И модель самолета определил - "Мустанг". Да-да, North American P-51, которые янки в годы Великой Отечественной нам пачками по ленд-лизу поставляли. Короче, продал мужик самолет не как металлолом, а как предмет коллекционирования за совершенно дикие бабки, и жить стал лучше прежнего.
После, правда, порывался пойти в те места и еще покапать, да слухи просочились - желающих что-нибудь выкопать развелось столько... из-под каждого куста лопата торчала. И караульные уже не брали сигареты и на водку, а сами давали - сначала предупредительный в воздух, а потом - на поражение.