Воин с автоматом и иконописец в одном лице. Что может быть удивительнее и несовместимее? Но ведь пути Господни неисповедимы...
Но как раз тут и есть гармония, уверен автор потрясающих работ и боец отряда особого назначения управления Росгвардии по Ставропольскому краю Михаил.
Глубокая медитация
Михаил склонился над небольшим самодельным «верстаком». Его взгляд сосредоточен на прямоугольном куске древесины, который он превращает в икону. В свете настольной лампы блестят короткие тёмные волосы и капельки пота на лбу хозяина мастерской.
— Вот, пока на этом остановимся, — поднимает парень голову и улыбается открытой «гагаринской» улыбкой. — Обычно я в одиночестве работаю. Хотя почему в одиночестве?! — И показывает рукой на маленькие аудиоколоночки по краям стола, наушники и планшет. — Мне помогают книги, слушаю их постоянно. Люблю духовные, классику и обожаю Александра Дюма. Его «Учитель фехтования» или «Граф Монте-Кристо» — настоящий восторг! Но, впрочем, подбор зависит от состояния души, от того, что именно делаю.
В крошечной, но уютной мастерской Михаил может творить сутками, здесь же оставаясь ночевать.
А что? Хлебопечка и мультиварка вон они, стоят на верхней полке стеллажа. Сам и хлеб испечёт, и обед-ужин приготовит. Это, конечно, когда не на службе. Ведь процесс творения затягивает, полностью поглощая сознание и подсознание.
— Когда я вырезаю, то глазами и душой пребываю с иконой, но сознание моё находится с книгой. Получается мощная взаимосвязь в духовном, интеллектуальном и физическом развитии. Святая Троица.
Но немаловажно для Михаила, как человека, прапорщика полиции и бойца ОМОНа, избавление от накопившихся негативных эмоций во время таких медитаций.
Ведь как ни крути, а через себя служителю закона приходится пропускать то, с чем сталкивается по службе. Иконы очищают, уверен он.
Энергетическое полотно
Когда Михаилу было 15 лет, его старший брат принёс в дом нарды. Кто-то дал поиграть. Мальчика потрясло, как искусно изготовлена коробка, на которой вырезаны ажурные, будто воздушные узоры. Невероятные переплетения хитрых, прячущихся друг за друга и выныривающих в неожиданных местах тончайших паутинок.
Мише не давали покоя вопросы: как такое можно создать руками и где этому можно научиться сельскому парнишке? Хорошо хоть в местном клубе был кружок резьбы по дереву. Там все и началось.
Он каждую икону начинает по-разному. Не задумывался, почему. И тут всё от настроя зависит. Но сперва обязательно делает выборку части древесины, что позволяет придать заготовке рельеф и объём. Это и определяет, каков будет конечный вид изделия.
Финишная обработка — шлифовка и пропитка древесины антисептиками и лаком. На столе всегда резаки с различной конфигурацией лезвия.
И получается нечто… «Господь Вседержитель» восседает на престоле, окружённый херувимами. Это готовая, покрытая разноцветной краской икона. Подарок родной бабушке на 80-летие. Взял на время у неё, чтобы показать журналистам.
Полотно, по-другому и не назовёшь, раньше было щитом, склеенным из нескольких досок липы (подходят, конечно, кедр или осина, но липа словно пластилин — вырезать на ней одно наслаждение).
По контуру перенесённого из компьютера рисунка снял фрезером лишнюю древесину, углубился в материал, сделал фон. А потом была ручная работа: заоваливал, закруглял, прорезал детали и узоры. Выделил голову главного героя и крылья херувимов. Утончил черты образа.
— Самое сложное в иконе — лик, там много мелких деталей, — объясняет мастер. — Резьба сложная, кропотливая, не быстрая. Вот на эту икону у меня ушло 10 месяцев. Чтобы точно передать все нюансы, наблюдаю за людьми, их лицами.
Каждая икона, созданная Михаилом, живая. Но каждая оживает по-разному: одна сразу, как только началась работа, а другая лишь в конце. Кажется, ей не хватало именно вот этой детальки или чёрточки.
Любая линия, продавленная в древесине резцом, отражает мысль, эмоции, внутреннее состояние умельца.
— Не знаю, как это понять: может, глазом, может, духом, — пожимает плечами автор. — Но я чувствую некую энергетику, лёгкую вибрацию, дыхание. Душу.
Есть всё это и у «Святой Троицы» — работы самой трудной. Её он много раз откладывал, но, даже делая что-то другое, снова и снова возвращался. Выстрадал в муках творческих. Сейчас икона находится в молельной комнате отряда.
Духовная потребность
Как считает сам Михаил, раскрыться его способностям (кроме резьбы по дереву — страсть к метанию ножей и футбол) помогли занятия по системе Кадочникова.
Это разновидность рукопашки, с традициями русских кулачных боев. Но главное здесь не искусство наносить удары и уклоняться от них. Основа системы — особая философия, воспитывающая дух и волю.
Кому-то покажется парадоксальным, но именно занятия в спортзале пробудили духовную потребность. И Михаил обратился к православной вере.
Каждое воскресенье он посещает храм. Чувствует себя там одухотворённо, молится. И убранство церкви вдохновляет на создание новых работ. В задумках — большие резные иконы архангелов Михаила и Гавриила. Это для друзей. Подарок.