В январе 1954 года, всего за год до своей смерти, Альберт Эйнштейн написал следующее письмо философу Эрику Гуткинду после прочтения его книги « Выбери жизнь: библейский призыв к восстанию »
и обнародовал свои взгляды на религию. По-видимому, Эйнштейн только что прочитал книгу из-за неоднократных рекомендаций их общего друга Луитцена Эгбертуса Яна Брауэра . Письмо было куплено на аукционе
в мае 2008 года за 170 000 фунтов стерлингов; неудивительно, что одним из неудачных претендентов был Ричард Докинз .
Перевод стенограммы следует.
( Источник: Дэвид Виктор; Изображение: Альберт Эйнштейн )
Принстон, 3. 1. 1954
Уважаемый мистер Гуткинд,
вдохновленный повторным предложением Брауэра, я много прочитал в вашей книге и большое спасибо за то, что одолжил его мне. Что меня поразило, так это то, что в отношении фактического отношения к жизни
и человеческому сообществу у нас много общего. Ваш личный идеал с его стремлением к свободе от эгоистичных желаний, к тому, чтобы сделать жизнь прекрасной и благородной, с акцентом на чисто человеческий фактор. Это объединяет нас как «неамериканское отношение».
Тем не менее, без предложения Брауэра я бы никогда не стал интенсивно заниматься вашей книгой, потому что она написана на языке, недоступном для меня. Слово «Бог» для меня - не что иное, как выражение и продукт человеческой слабости, Библия - собрание почетных, но все еще чисто примитивных легенд, которые, тем не менее, довольно детские. Никакая интерпретация, какой бы тонкой она ни была, не может изменить это для меня. Для меня еврейская религия, как и все другие религии, является воплощением самого детского суеверия. И еврейский народ, к которому
я с радостью принадлежу, и чье мышление глубоко укоренилось, для меня ничем не отличается от всех других людей. Насколько мне известно, они также не лучше, чем другие человеческие группы, хотя они защищены
от худших видов рака отсутствием силы.
В общем, мне больно, что вы претендуете на привилегированное положение и пытаетесь защитить его двумя стенами гордости: внешней - как человек, а внутренней - как еврей. Как человек, на которого
вы претендуете, так сказать, освобождение от причинно-следственной связи, принятое в качестве еврея привилегией монотеизма. Но ограниченная причинность больше не является причинностью вообще,
как наш замечательный Спиноза признал со всеми разрезами, вероятно, как первый. А анимистические интерпретации религий природы
в принципе не отменяются монополизацией. С такими стенами мы можем достичь определенного самообмана, но они не способствуют нашим моральным усилиям. Напротив.
Теперь, когда я довольно открыто изложил наши различия в интеллектуальных убеждениях, мне все еще ясно, что мы достаточно близки друг с другом в важных вещах, т.е. в наших оценках человеческого поведения. Нас разделяют только интеллектуальные «подпорки»
и «рационализация» на языке Фрейда. Поэтому я думаю, что мы бы хорошо поняли друг друга, если бы говорили о конкретных вещах.
С уважением и наилучшими пожеланиями ,
А. Эйнштейн