Найти тему
Совет в Филях

Луперка́лии

Оглавление
Празднование Луперкалий. Андреа Камассеи.
Празднование Луперкалий. Андреа Камассеи.

Древняя Римская империя славилась не только своими обширными завоеваниями и архитектурными сооружениями, но и большим количеством языческих праздников( римляне очень уважали своих богов, и поэтому старались почитать их как можно чаще). Одним из таких праздников являлись Луперкалии.

Истоки праздника

Согласно Овидию, данное торжество проводилось 15 февраля( по юлианскому календарю) у подножия Палатинского холма в пещере Луперк, где по преданию волчица вскормила младенцев Ромула и Рема - легендарных основателей Рима. В честь этого события, праздник стал называться Луперкалии, от латинского слова "lupus" , что означает "волк". Точной даты рождения праздника не известно, но время его появления было гораздо раньше основания самого города.

Ромул, Рем и волчица. Картина П. П. Рубенса
Ромул, Рем и волчица. Картина П. П. Рубенса

Кроме дани уважения отцам-основателям, сей праздник был связан с плодородием, а именно с Луперком - покровителем пастухов, который со временем стал отождествляться с Фавном.

Начало мероприятия начиналось у подножия холма, куда стекалась молодёжь из патрицианских семей, которые были жрецами Луперка - их называли луперками. На специально подготовленном алтаре они приносили в жертву коз и собак.

Плутарх описывал ещё один не менее странный обряд. После жертвоприношения один из жрецов оставлял кровавые отметины кинжалом на лбах других, а следом за ним, второй жрец тут же стирал отметины шерстью, смоченной молоком.

Затем с них снимали шкуры и резали на ремни. После этого, луперки снимали с себя всю одежду, оставив лишь набедренные повязки из оставшейся неиспользованной шкуры, и отправлялись в город, где бегали по улицам и стегали всех встречных. Граждане не пугались этим безумным действиям, а наоборот, - хотели таким образом "очиститься". Особо рады были этому празднику римлянки, так как , попав под раздачу, считалось, что шанс родить здоровых детей резко возрастёт( в связи с большой детской смертностью в древнем мире люди, по каким-либо причинам не имевшие детей, прибегали к ритуальным культам). Данное действо продолжалось в течении трёх дней и сопровождалось всякими пиршествами и совокуплениями.

Овидий в своих текстах оправдывает наготу данью уважения к старинным нравам:

Жили они[аркадский народ] как зве­рье и работать еще не уме­ли:
Гру­бым был этот люд и неис­кус­ным еще.
Домом была им лист­ва, вме­сто хле­ба пита­лись тра­вою,
Нек­та­ром был им гло­ток черп­ну­той гор­стью воды.
Вол не пых­тел, ведя борозду сош­ни­ком искрив­лен­ным,
И ника­кою зем­лей пахарь у них не вла­дел.
Не при­ме­ня­ли коней нико­гда, а дви­га­лись сами,
Овцы, бро­дя по лугам, соб­ст­вен­ным гре­лись руном.
Жили под небом откры­тым они, а наги­ми тела­ми
Были гото­вы сно­сить лив­ни, и ветер, и зной.
Напо­ми­на­ют о том нам теперь обна­жен­ные люди
И о ста­рин­ных они нра­вах минув­ших гла­сят.
Овидий. Фасты. Книга II - Луперкалии
Празднество луперкалий в Риме. рисунок художника круга А. Эльсхаймера
Празднество луперкалий в Риме. рисунок художника круга А. Эльсхаймера

Дальнейшая судьба

С приходом христианства пришли и запреты на всё, что было связано с язычеством, поэтому в 496 году по указу римского папы Геласия I Луперкалии были отменены. Несмотря на запрет, частичные элементы этого праздника перекочевали в другие торжества и сохранились вплоть до Х столетия.

Существует мнение, что языческие Луперкалии были преобразованы папой Геласием I в христианский День святого Валентина, об этом еще в XVII веке писал французский историк Тиллемон, а в XVIII - английский историк Батлер, однако точных свидетельств на этот счёт нет.