Найти тему
Artfragment

Революция или конвейер

Оглавление

Наступивший апрель можно смело окрестить месяцем Баухауса. Ровно сто лет назад была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования, которая дала имя и объединению художников, и направлению в архитектуре. Мы решили разобраться, почему студентами школы матери пугали дочерей, как в ход шли материалы с помойки и чем Баухаус вдохновил дизайнеров XXI века.

— Идея создания «Дома строительства», а именно так с немецкого переводится слово «баухаус», родилась сразу после Первой мировой войны — в период депрессии и отчаяния.

Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре, 1920. Getty Images.
Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре, 1920. Getty Images.

Школа была открыта в Веймаре в апреле 1919 года, а ее первым директором и вдохновителем стал молодой архитектор Вальтер Гропиус. Ему тогда еще не было и 40. Гропиус выпустил манифест, в котором сформулировал главную цель новой школы:

«Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись».

Учителя и студенты должны были создать новый архитектурный язык — эпохи индустриализации и технического прогресса. Они делали это при помощи отказа от прежних декоративных форм. Вместо них на первый план выдвигались конструктивистские приемы. А также изучался потенциал воздействия различных форм, материалов и колористических решений на человека.

Студенты школы Баухаус в Дессау, 1931/1932.Photo courtesy of the Bauhaus Dessau Foundation.
Студенты школы Баухаус в Дессау, 1931/1932.Photo courtesy of the Bauhaus Dessau Foundation.

— Учили в Баухаусе тоже по новым правилам.

Программа была разбита на три курса. На первом студенты изучали, нет, ни историю искусства, а воздействие на человека цвета, материала и его фактуры. На втором начиналась работа в мастерских. Ученики создавали трехмерные объекты, причем порой за материалами для них отправлялись в прямом смысле слова на помойку. А один из студентов рассказывал, как на скульптуру пустил отрезанные волосы своей девушки. На третьем курсе обучение уже шло непосредственно на строительных площадках. 

-3

— Открывая школу, Вальтер Гропиус объявил, что ее студентом может стать любой.

Но, пожалуй, даже он сам не ожидал, что в числе желающих окажется столько девушек. За годы существования школы их было примерно столько же, сколько и юношей. Эмансипированные студентки носили брюки, делали короткие стрижки и курили. А студенты, напротив, отпускали волосы и предпочитали расхлябанный стиль в одежде. Ими благопристойные матери пугали своих юных дочерей: «Не смотри туда, они из Баухауса!».

Марианна Брандт, училась в школе, специализировалась на металле и разрабатывала системы освещения. Автопортрет, 1929.
Марианна Брандт, училась в школе, специализировалась на металле и разрабатывала системы освещения. Автопортрет, 1929.

— Кроме Баухауса в Европе не было другой художественной школы, где бы всерьез опирались на авангардистские идеи.

Да и состав преподавателей здесь впечатлял. Мастерскую витражной живописи возглавлял Пауль Клее, живописи и фрески — Василий Кандинский. Никаких капителей, наличников и фризов, призывали они. Вместо них — четкие геометрические формы и чистые насыщенные цвета. А еще — функциональность. Это определение впервые прозвучало в стенах Баухауса. И было активно принято на вооружение. 

Пауль Клее в своей студии в школе Баухаус. Веймар, 1924 год. Getty Images.
Пауль Клее в своей студии в школе Баухаус. Веймар, 1924 год. Getty Images.

— «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым», — говорил Вальтер Гропиус.

Для представителей Баухауса было важно создать «массовые товары» — недорогую многофункциональную мебель для людей со скромными доходами. Но несмотря на это некоторые разработки тех лет стали культовыми. Например, кресло Wassily Марселя Брёйера, названное в честь Василия Кандинского и давшее начало серии мебели из металлических трубок.

Ильза Гроппиус в маске на кресле Wassily Марселя Брёйера, 1925 год.
Ильза Гроппиус в маске на кресле Wassily Марселя Брёйера, 1925 год.

Стоявший у истоков абстракционизма мастер также вдохновил своего ученика Петера Келера на создание колыбели Bauhaus Cradle. Ее строгая геометрическая форма и сочетание цветов в точности повторяли эстетику картин русского художника.

Петер Келер, Bauhaus Cradle, 1922.
Петер Келер, Bauhaus Cradle, 1922.

— Школа Баухаус просуществовала всего 14 лет.

В 1925 году учебное заведение было вынуждено переехать из Веймара в Дессау, так как веймарские власти отменили субсидии, а пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. В Дессау было построено новое здание школы, ставшее своего рода манифестом направления. Его спроектировал лично Гропиус, а за интерьеры, мебель и даже кухонную утварь отвечали студенты. В 1933-м школа была переведена в Берлин. Но просуществовала там совсем недолго. Нацисты закрыли школу, а «дегенеративные» произведения преподавателей и студентов вышвырнули из окон.

Здание школы «Баухаус» в Дессау.
Здание школы «Баухаус» в Дессау.

— После закрытия школы в Берлине часть преподавателей и учеников эмигрировали в Америку, где продолжили развивать идеи направления.

Баухаус оказал колоссальное влияние на архитектуру и дизайн как XX, так и XXI века. Он заложил основы простоты и функциональности, которые сегодня четко прослеживаются во внешнем облике продуктов таких гигантов, как, например, Ikea и Apple

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.