Найти тему

Радуга Ляли АСАДУЛЛИНОЙ

В Уфе, в выставочном зале Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди РБ открыта тринадцатая персональная выставка Ляли Асадуллиной «Радужный путь» («С радугой в сердце»).

Лариса КУДОЯРОВА

Внимание автора привлекают: город, джаз, цветы, люди; в последнее время — размышления об эволюционном пути человека, воплотившиеся в целые серии. «Материал и технику подсказывает тема. Рисую то, что волнует меня; чем наполняюсь, то и выливается на бумагу и холсты» — рассказывает художница. В экспозиции представлены графические листы, выполненные акварелью и в смешанной технике (акварель, акварельные карандаши, пастель, серебро, и проч.).

Также можно отметить интересную организацию выставочной площади, «доминантой» которой является инсталляция в виде куба, представляющего пять основных стихий — огонь, воздух, вода, земля, эфир и шестая грань, объединяющая их. Каждая грань объекта становится своего рода символом.

Один из вариантов скульптурной композиции Яблоко Науки

Радуга, украсившая объект «Зонтик. Исполнение желаний» притягивает посетителей, стремящихся постоять под ним. А то, что объект слегка вращается, только увеличивает его обаяние, добавляя легкость и воздушность. Неудивительно — ведь радуга ассоциируется с духовным подъемом человека.

Увлечение символикой, понятной всем и ставшей почти международным языком, воплотилось в сериях работ. Это «Аркаим», «Пробуждение» и «Радужный путь». Нельзя не отметить актуальность темы — современные люди устали от потока негативной информации, и цвет, внесенный в наш мир Лялиными работами, стал светом, своеобразной «путеводной звездой».

Особенно интересен, на мой взгляд, ряд работ, посвященных союзу науки и искусства. Это разработка монументально-декоративной композиции для оформления фасада Академии наук Республики Башкортостан. Автор использует довольное неожиданное сочетание символических объектов — на академической шапочке лежит яблоко. Яблоко символизирует собой «познание добра и зла», — ведь Адам и Ева, «вкусившие» от яблока, были изгнаны из рая, но взамен приобрели бесценный дар — знание. Сама концепция представляет интерес и вполне могла бы быть реализована. Здесь же представлены графические варианты проекта.

Арткритик Галина Подольская полагает, что по манере письма работы Ляли Асадуллиной тяготеют к супрематизму, и называет их «медитациями в цвете», с помощью которых художница «поднимается над реальностью» и создает особую поэтику в своих картинах.

Еще в начале ХХ века символистами была выдвинута идея активного социального творчества. Художник становился Демиургом, сотворяющим Нового Человека. Символы, использованные нашим автором, — абстрактные, имеющие геометрические очертания, — не мотивируются объектами реального мира и не объясняются ассоциациями. Это — путь пробудившегося от «сна» разума человека, ступившего на Радужный Путь. И сегодня, когда проблема возвращения «общества потребления» к духовности становится все более актуальной, работы Ляли Асадуллиной возвращают нас к тем ценностям, которые делают человека Человеком с большой буквы, расцвечивают мир и освещают Дорогу.