Как вы думаете, что общего между ажурной стальной телебашней на Шаболовке, стеклянным потолком ГУМа, гигантским прозрачным перекрытием Киевского вокзала в Москве и нефтяными резервуарами? Дело в том, что все эти архитектурные сооружения, так же, как и первый вертикальный резервуар для нефтепродуктов спроектировал выдающийся российский инженер Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939 гг.). Это был человек удивительной судьбы, автор множества изобретений, которые прославили его еще при жизни, и при этом скромный, пожалуй, даже незаметный труженик. А в первые годы советской власти он заслужил невообразимый приговор - «расстрел условно». К счастью, настоящего расстрела удалось избежать…
Быть изобретателем в России непросто, но поначалу Шухову везло. Он происходил из дворянского рода и получил блестящее образование. Его преподавателями в Московском техническом училище были такие знаменитые ученые, как один из основоположников гидро- и аэродинамики Н. Е. Жуковский, математик А. В. Летников и другие.
Время, когда молодой инженер начал свою деятельность, было переломным. До социальной революции оставалось еще несколько десятков лет, но промышленная революция уже вовсю набирала обороты. Прогресс требовал новых скоростей, новых двигателей и новой энергии. Место привычных дров и угля все увереннее занимала таинственная горючая субстанция, добытая из недр земли – нефть.
Тогда еще не знали, как использовать получаемые из нефти продукты с максимальной эффективностью. Например, мазут считался отходом. А студент Шухов нашел применение мазуту – изобрел паровую форсунку. Тягучая, трудно воспламеняемая жидкость распылялась в топке с помощью водяного пара, что повышало ее горючесть. С тех пор паровозы получили способность ездить на жидком топливе.
Юное дарование заметил промышленник Людвиг Нобель – брат Альфреда Нобеля – основателя знаменитой премии. Нобель раскрыл громадный потенциал «черного золота» и основал первые нефтепромыслы на территории современного Азербайджана. Нобель приобрел патент на форсунку и впоследствии оснастил этим устройством двигатели своих танкеров.
Получив диплом, Шухов уехал набираться опыта в США, где технический прогресс развивался еще более бурными темпами, чем в Старом свете. Вернувшись, Шухов стал работать с американским предпринимателем русского происхождения по фамилии Бари. Бизнесмен наживался, пользуясь талантом молодого ученого, но и Шухов был не в обиде – он получил возможность воплощать в жизнь смелые инженерные идеи. Самые выгодные контракты заключались с нефтяниками, поэтому Бари и Шухов перенесли свою деятельность на нефтяные месторождения вблизи Каспия. А уж работы там было – поле непаханное!
Добытая нефть хранилась в ямах, в искусственных озерах, под открытым небом. Часто случались пожары. Транспортировали нефть с помощью вьючных животных – осликов. Конечно, такое положение дел нефтепромышленников не устраивало. И вот Шухов сконструировал первый вертикальный стальной резервуар. Так это гигантское сооружение и назвали – резервуар Шухова. Точные расчеты позволили сделать резервуар прочным и легким одновременно. Емкость не требовала массивного фундамента и устанавливалась на песчаной «подушке». С виду – обычный цилиндр, но простота конструкции кажущаяся. Весь «фокус» в том, что толщина стенок неодинакова, наверху сталь тоньше, чем в нижней части резервуара, так как внизу давление жидкости на стенки больше. Сравнительно дешевые и надежные Шуховские резервуары получили широкое распространение во всем мире, и по сей день их конструкция почти не изменилась.
Остается только догадываться, какой бы способ предложил создатель вертикальных стальных резервуаров для борьбы с осадком, обрати Владимир Григорьевич внимание на эту проблему. Но на тот момент у него были дела поважнее. Надо было строить первый российский нефтепровод. И он был построен! Железные трубы и насосные станции положили конец вьючной транспортировке нефти. По конструкции Шухова были построены и первые нефтеналивные суда – танкеры.
Но добыть, сохранить и перекачать нефть – это еще не все. Надо этот ценный дар природы безопасно и эффективно переработать. В те времена переработка велась весьма примитивными способами. И Владимир Григорьевич Шухов разработал первую в мире установку непрерывного промышленного крекинга нефти.
Сделанного инженером было уже достаточно, чтобы увековечить свое имя в истории, но Шухов к этому, видимо, не стремился. Он продолжал работать. Проектировал паровые котлы, мосты, разрабатывал конструкции огромных прозрачных перекрытий над вокзалами, выставочными и торговыми центрами.
Особо хотелось бы отметить ажурные гиперболоидные башни. Они называются так потому, что стальные ажурные секции башен представляют собой геометрическую фигуру – однополостной гиперболоид. Легкие и прочные водонапорные башни и маяки Шуховской конструкции сохранились до сих пор.
Но, пожалуй, самой известной гиперболоидной конструкцией стала знаменитая телебашня на Шаболовке. Здесь надо сказать, что после революции выдающийся инженер не уехал за границу вслед за своим шефом Бари, а продолжил работать в России. И вот молодой советской республике потребовалась радиобашня, чтобы транслировать на весь мир новости из страны победившего социализма. Разработку проекта башни поручили Шухову, и он выполнил эту задачу блестяще. Инженер контролировал ход строительства, которое велось в тяжелейших условиях, лично. В стране, разоренной гражданской войной, не хватало всего – стали, рабочих рук, техники, даже дров, чтобы согреться. Неудивительно, что случилась авария – одна секция недостроенной башни рухнула. Виноватого нашли быстро – с выходцами из дворянского рода, даже учеными, тогда не церемонились. Шухову вынесли приговор – расстрел, но с пометкой – условно. То есть, если достроит башню и она не рухнет – будет жить. А если рухнет… Башня благополучно стоит по сей день с 1922 года.
Она принесла своему создателю заслуженную славу. Писатель Алексей Толстой, вдохновленный чудом технической мысли, написал книгу «Гиперболоид инженера Гарина», так ему понравилось название геометрической конструкции башни. Ну, а Шухов успел поучаствовать во всех крупнейших стройках страны и дожил до 86-летнего возраста, когда погиб от несчастного случая.
Все свои патенты, оцененные в миллионы долларов по нынешнему курсу, гениальный изобретатель передал государству. Последней работой инженера стало выравнивание минарета средневекового медресе в Самарканде – памятника архитектуры, пострадавшего от землетрясения.
Вот таким был последний гений Российской империи – изобретатель стальных вертикальных резервуаров В. Г. Шухов. Мы глубоко чтим его память и гордимся тем, что нам удалось усовершенствовать разработанную великим инженером конструкцию: создать первое успешно работающее перемешивающее устройство струйного типа. Хотелось бы, чтобы это изобретение также послужило нашей родной стране - России.
(Фото: интернет, https://humus.livejournal.com/3740858.html)