Найти тему
Почему? Потому что!

Сталин, Венгрия и троллейбусы. Как связаны вождь народов и общественный транспорт Будапешта?

Оглавление

Факт, о котором я хочу вам сегодня рассказать, не является чем-то совсем уж тайным и малоизвестным. Но в свете сегодняшних реалий, когда ругать Сталина все еще модно, сама история троллейбусной системы Будапешта выглядит несколько парадоксально. Ведь кого-кого, а венгров, первыми в Восточной Европе поднявшими антикоммунистический мятеж, который был раздавлен советскими танками, понять и простить в их желании забыть про времена Варшавского договора вполне можно.

Семидесятый – значит первый

Если вы бывали в Будапеште (а точнее в его левобережной части, так как правобережная – собственно Буда – не имеет троллейбусного сообщения), то наверняка замечали, что троллейбусных маршрутов с номерами меньше 70 там просто нет. В чем же дело? В той знаменательной дате, которая совпала с датой открытия первого троллейбусного маршрута в венгерской столице. 21 декабря 1949 года в СССР и всех союзных государствах пышно отмечалось 70-летие Иосифа Виссарионовича Сталина, в связи с чем первый троллейбусный маршрут в Будапеште, запуск которого был приурочен к этой дате, получил №70. Нумерация всех последующих маршрутов осуществлялась от этого числа, а не от 1.

Несмотря на активную декоммунизацию страны, начавшуюся в конце 80-х гг. прошлого века, нумерацию троллейбусных маршрутов решено было не менять. Таким образом в Венгрии сохранился своеобразный рудимент культа личности Сталина.
Несмотря на активную декоммунизацию страны, начавшуюся в конце 80-х гг. прошлого века, нумерацию троллейбусных маршрутов решено было не менять. Таким образом в Венгрии сохранился своеобразный рудимент культа личности Сталина.

А мог быть и 32?

Действительно мог. Ведь первоначально запуск первого троллейбусного маршрута в городе был запланирован на 7 ноября 1949 года. Тогда в СССР и освобожденных советскими войсками европейских странах пышно отметили 32-ю годовщину Великой Октябрьской революции. Но из-за плохой погоды в венгерской столице закончить линию к сроку не удалось и дату открытия перенесли, благо повод был. Существовали ли планы дать первому маршруту №32 в честь годовщины революции доподлинно неизвестно. Но почему бы и нет?

К 70-летию вождя народов в Венгрии была также выпущена юбилейная почтовая марка.
К 70-летию вождя народов в Венгрии была также выпущена юбилейная почтовая марка.

Подарки от венгерского народа

Два года спустя на окраине городского парка был воздвигнут памятник Сталину, который стал официальным подарком «венгерского народа к 70-летию освободителя». Восемь метров литой бронзы (а вместе с пьедесталом – так и все 25) простояли в центре города недолго. В 1956 году во время Венгерского восстания памятник был разрушен – остались стоять только сапоги, в которые кто-то из восставших водрузил венгерский флаг.

В 1945 году Сталин пожалел Венгрию, сохранив государство и не потребовав контрибуции. Венгры жалеть покойного вождя не стали.
В 1945 году Сталин пожалел Венгрию, сохранив государство и не потребовав контрибуции. Венгры жалеть покойного вождя не стали.

И опять про троллейбусы

Разработанная и осуществленная Г. К. Жуковым операция «Вихрь» по подавлению восстания принесла маршалу четвертую Звезду Героя, а Венгрии 33 года социалистической жизни. В начале 70-х гг. в Будапеште было решено заменить троллейбусную сеть автобусной, но разразившийся в 1973 году нефтяной кризис продемонстрировал всю поспешность и ошибочность такого решения. Количество троллейбусных маршрутов наоборот было решено увеличить. Только маршрут №74, замененный до этого решения на автобусный, решили не возвращать. Позже этот номер передали новому маршруту.

В этом году первому будапештскому троллейбусному маршруту исполняется 70 лет.
В этом году первому будапештскому троллейбусному маршруту исполняется 70 лет.

Спасибо всем, кто читает! Ну а тех, кто еще не читает, приглашаю присоединяться к каналу. Подписывайтесь и ставьте лайки.

Что почитать по теме:

Тибор Ижак, «Будапешт. Фотопутеводитель»
Официальный сайт городского транспорта Будапешта
Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи, «Всемирная история войн»
Евгений Музруков, «Четвертая звезда маршала Жукова»