Факт, о котором я хочу вам сегодня рассказать, не является чем-то совсем уж тайным и малоизвестным. Но в свете сегодняшних реалий, когда ругать Сталина все еще модно, сама история троллейбусной системы Будапешта выглядит несколько парадоксально. Ведь кого-кого, а венгров, первыми в Восточной Европе поднявшими антикоммунистический мятеж, который был раздавлен советскими танками, понять и простить в их желании забыть про времена Варшавского договора вполне можно.
Семидесятый – значит первый
Если вы бывали в Будапеште (а точнее в его левобережной части, так как правобережная – собственно Буда – не имеет троллейбусного сообщения), то наверняка замечали, что троллейбусных маршрутов с номерами меньше 70 там просто нет. В чем же дело? В той знаменательной дате, которая совпала с датой открытия первого троллейбусного маршрута в венгерской столице. 21 декабря 1949 года в СССР и всех союзных государствах пышно отмечалось 70-летие Иосифа Виссарионовича Сталина, в связи с чем первый троллейбусный маршрут в Будапеште, запуск которого был приурочен к этой дате, получил №70. Нумерация всех последующих маршрутов осуществлялась от этого числа, а не от 1.
А мог быть и 32?
Действительно мог. Ведь первоначально запуск первого троллейбусного маршрута в городе был запланирован на 7 ноября 1949 года. Тогда в СССР и освобожденных советскими войсками европейских странах пышно отметили 32-ю годовщину Великой Октябрьской революции. Но из-за плохой погоды в венгерской столице закончить линию к сроку не удалось и дату открытия перенесли, благо повод был. Существовали ли планы дать первому маршруту №32 в честь годовщины революции доподлинно неизвестно. Но почему бы и нет?
Подарки от венгерского народа
Два года спустя на окраине городского парка был воздвигнут памятник Сталину, который стал официальным подарком «венгерского народа к 70-летию освободителя». Восемь метров литой бронзы (а вместе с пьедесталом – так и все 25) простояли в центре города недолго. В 1956 году во время Венгерского восстания памятник был разрушен – остались стоять только сапоги, в которые кто-то из восставших водрузил венгерский флаг.
И опять про троллейбусы
Разработанная и осуществленная Г. К. Жуковым операция «Вихрь» по подавлению восстания принесла маршалу четвертую Звезду Героя, а Венгрии 33 года социалистической жизни. В начале 70-х гг. в Будапеште было решено заменить троллейбусную сеть автобусной, но разразившийся в 1973 году нефтяной кризис продемонстрировал всю поспешность и ошибочность такого решения. Количество троллейбусных маршрутов наоборот было решено увеличить. Только маршрут №74, замененный до этого решения на автобусный, решили не возвращать. Позже этот номер передали новому маршруту.
Спасибо всем, кто читает! Ну а тех, кто еще не читает, приглашаю присоединяться к каналу. Подписывайтесь и ставьте лайки.
Что почитать по теме:
Тибор Ижак, «Будапешт. Фотопутеводитель»
Официальный сайт городского транспорта Будапешта
Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи, «Всемирная история войн»
Евгений Музруков, «Четвертая звезда маршала Жукова»