31 марта 2019 года на Украине состоялся первый тур президентский выборов. Несмотря на то, что голоса будут подсчитываться ещё некоторое время, их основной итог очевиден и вряд ли может быть поставлен под сомнение даже самыми искренними сторонниками президента-бизнесмена. Если, конечно, они у него есть – не за деньги и не по принуждению.
Во второй тур, который (если, конечно, не случится ничего экстраординарного) вышли артист-комик Владимир Зеленский (его молва упорно связывает с опальным олигархом Игорем Коломойским, у которого Порошенко в своё время отобрал «Приватбанк» и лишил губернаторства на Днепропетровщине) и действующим президентом, увеличившим в 2018 года своё денежное состояние почти в сто раз.
Невероятными усилиями, применением административного, информационного ресурса и другими специфическими методами Петру Порошенко удалось натянуть себе около 16 процентов голосов. Впрочем, отрыв Зеленского более чем убедителен – он собрал более 30 процентов. Так что не помогли действующему президенту ни псевдо-православный «Томос», ни многолетняя кровавая гражданская война на Донбассе, ни радикальная антироссийская риторика с поиском «агентов Путина» под каждым кустом. Даже если сложить вместе голоса, поданные за Порошенко и не менее радикальную Юлию Тимошенко, то это всё равно меньше, нежели у главного героя сериала «Слуга народа».
Немаловажно и ещё одно обстоятельство – если сторонники Зеленского сконцентрированы в центре (включая Киев), частично на востоке и севере страны, а также на Закарпатье, то Западную Украину «делят» Порошенко, Тимошенко и отчасти бывший министр обороны Гриценко. И это при том, что в своей предвыборной кампании пока ещё действующий глава государства уделял «национально ориентированным» избирателям особое внимание. Интересно, что Ивано-Франковская область после обработки 70 % бюллетеней вообще «переметнулась» к Юлии Владимировне. То же самое можно сказать о близкой Порошенко Виннице, где заклятая конкурентка также обошла его с минимальным отрывом. Что касается Тернополя и «цитадели» украинского национализма во Львове, то и там симпатии к президенту-кондитеру выглядят не слишком убедительно. Возможно, злую шутку с Порошенко сыграл усиленно рекламируемый им безвиз, коим активно пользуются мигрирующие в Польшу галичане (более миллиона человек). Тем не менее, больше всего Порошенко получил именно во Львове, так что теперь, по мнению острых на язык наблюдателей, он может смело баллотироваться на пост этого города, прославившегося на всю Украину своими «мусорными» скандалами.
Отметим также успех на подконтрольной Киеву части Донбасса (и частично в Одесской области) лидера оппозиционной платформы «За жизнь», бывшего министра энергетики Юрия Бойко с результатом 35-39 %. На этом фоне некоторые «прифронтовые» округа показали лидерство или второе место Порошенко, что свидетельствует как о «единогласном» голосовании военнослужащих, так и о применении административного ресурса, камуфлируемого «военным положением». Но всё же, если сложить голоса Байко, ещё одного условного «юго-восточного» кандидата Александра Вилкула и некоторых других, то получится примерно те же 16 процентов, что у Порошенко.
Конечно, нельзя не сказать пару слов о Юлии Владимировне Тимошенко, пока ещё не решившей, будет ли она идти до конца, оспаривая выход Порошенко во второй тур. Одна из конспирологических версий как раз и заключается в том, что появление Зеленского якобы было обусловлено стремлением сценаристов украинских выборов не допустить очередного майдана. Против Порошенко бывшая «газовая принцесса» с охотой бы на него пошла, собрав многочисленных сторонников (пусть и сугубо тактических), что угрожало выходом ситуации из-под контроля. А вот уже против Зеленского «майданить» как-то, мягко говоря, не с руки. Вовсе не случайно уже поползли слухи о возможном альянсе Тимошенко с Зеленским (поддержка в обмен на уже знакомый ей пост премьер-министра), однако здесь возможны варианты. И, вполне вероятно, прорабатываться они будут в шикарно обставленных кабинетах влиятельных людей в Украине и за её пределами в тишине и подальше от взгляда миллионов избирателей.
Не сомневаемся, торговля будет идти увлекательная, о результатах которой мы, возможно, узнаем ещё до 21 апреля – предполагаемой даты второго тура. Возможные договорённости могут повлиять на окончательные результаты не только президентских, но и будущих парламентских выборов. Напомним, Украина является парламентско-президентской республикой, и каждый мало-мальски значимый олигарх имеет в Верховной Раде больший или меньший ресурс влияния. Вот его, возможно, и будут в очередной раз делить, а вместе с политической властью и экономическими ресурсами – пустеющие территории процветавшей некогда советской республики вместе с ещё остающимися на ней, несмотря ни на что, гражданами.
И это – подлинный, а не мнимый итог «революции достоинства», постигшей Украину более пяти лет назад.