Найти тему

Учимся шутить с пользой

В 2017 специалисты Гарвардской школы бизнеса провели эксперимент: попросили 274 участников ответить на стандартный при приеме на работу вопрос: «Что вы будете делать через 5 лет?» Среди серьезных ответов был один шуточный: «Я буду праздновать 5-летнюю годовщину вашего вопроса». Большинство участников отметили, что пошутивший кандидат был явно увереннее в себе — он показался им интереснее и профессиональнее других участников. И это только один пример, когда юмор может помочь в профессиональной сфере.
В дайджесте перед всемирным днем смеха рассказываем, как юмор может пригодиться в работе и как его развить.

Шутки, которые уместны в работе

Все забавное нам нравится и прекрасно запоминается — это факт. Хотите запомниться — сделайте это с юмором. Однако не весь юмор понимают слушатели. Где стоит проявить свое остроумие, а где лучше обойтись без него? И самое главное — если решили шутить, то как и о чем?

В день смеха мы пригласили провести вебинар Константина Анисимова — сценариста и актера популярного телепроекта «Вечерний Ургант». На лекции мы разберемся в тонкостях юмора и научимся эффективно его использовать.
Подключайтесь к лекции Константина в понедельник, 1 апреля в 10:00 по МСК.
Зарегистрироваться на лекцию }

Почему смешно?

Боб Манкофф, редактор и иллюстратор, более 30 лет создает и отбирает остроумные карикатуры для журнала The New Yorker. Самая известная его карикатура — слева. На ней офисный работник назначает встречу. Внизу — подпись «Нет, в четверг не смогу. Как насчет никогда? Никогда Вам подойдет?»

По мнению Манкоффа, эта шутка смешная по нескольким причинам — они же являются принципами построения юмора:

Опасность в безопасности. Вряд ли настоящий менеджер ответит так коллеге или клиенту, даже если очень захочет. Это смешно, потому что мы знаем: персонажу на картинке эта грубость никак не аукнется. Принцип тот же, что на американских горках, — вы едете вверх ногами и кричите от страха, но ремень безопасности крепко пристегнут.

Неопределенность и двусмысленность. Мы не знаем всего контекста ситуации, поэтому каждый смог подстроить шутку под себя. Возможно, даже представить человека на другом конце провода. Так мы переносим юмор на себя.
Несоответствие и контраст. Нет вещей, которые смешны сами по себе. В юморе мы всегда соотносим самые разные вещи и явления. Артур Кёстлер, писатель и журналист, назвал это биссоциативным мышлением в противовес ассоциативному. Играя ассоциациями, мы сопоставляем близкие по содержанию понятия: дерево, яблоко, фрукты.

Биссоциация — это сравнение вещей, относящихся к несовместимым сферам. Это противоречие, которое заставляет нас задуматься и рассмеяться. Например, этот принцип работает в известной шутке Оскара Уайльда о хорошем человеке: «Я слышал столько клеветы в ваш адрес, что у меня нет сомнений: вы прекрасный человек!»
Подробнее о том, как работает юмор и почему надо учитывать контекст, — в выступлении Боба Манкоффа для TED.
Посмотреть выступление с субтитрами (и хорошо посмеяться) }

Менеджер — не комик

В своей книге «К выступлению готов!» Радислав Гандапас разбирает ситуации, когда шутка уместна в публичном выступлении. Запомните, шутка никогда не понравится всем. В хороший день — максимум 75% аудитории. И это успех!
Так когда же можно шутить:

1. Перед началом выступления. Но только если вы умеете шутить и аудитория заведомо не испытывает к вам негатива. В противном случае шутка усилит базовую эмоцию, а неприязнь возрастет.

2. Во время выступления. Допустимо. Лучше всего работают импровизированные шутки на злобу дня или понятные всем собравшимся. Можно пошутить на тему предшествующих ваше выступлений.

3. В конце выступления. Юмор уместен, если у вас с аудиторией установились доверительные отношения. Заигрывать перед малознакомой публикой не стоит.
Больше рекомендаций о построении публичного выступления — в полной версии книги.

Как шутить про себя
Самый популярный юмористический жанр на телевидении — ситком, проект с получасовыми сериями. Рассмешить телезрителя и создать любимых миллионами людей персонажей — задача

·

сложная. Сценарист Скотт Седита написал об этом целую книгу. В ней для нас есть несколько полезных советов:

Откуда брать шутки и как нарабатывать чувство юмора? Окиньте взглядом свою жизнь. Что в ней смешного? Что смешного было в вашем детстве? А сейчас? Кого из родных вы считаете смешными? А из друзей? Добавьте к этому личные переживания и страдания предыдущих поколений — вы получите собственное чувство юмора.

Сам автор приводит пример из своего детства, который спустя годы кажется смешным. Отец Скотта, идя наперекор просьбам жены, не только настоял на просмотре футбольного матча, но и прикатил телевизор к накрытому праздничному столу. Мама Скотта, разъярившись, швырнула главное блюдо вечера — индейку — через всю комнату. Птица рассыпалась на куски. Реакция отца? «Отлично, теперь мне не придется ее резать!»

Три столпа вашей шутки

1. Конфликт. Без конфликта не будет драмы, а без драмы не будет комедии. Комедия рождается из сюжетного конфликта, столкновения двух противоборствующих сторон: их убеждений, культурных особенностей, мировоззрения, характеров, рецептов фирменного кекса и т.д.

2. Устремленность. Поступками героев зачастую движет одержимость. В центре сюжета — страстно чего-то желающий человек, препятствия на его пути к цели и остроумные способы добиться желаемого. Чем не история о пути к своим профессиональным целям?

3. Непредсказуемость. Сюжетная непредсказуемость веселит зрителя и неделями держит у экрана. Аудитория вашей шутки тоже не знает, как именно вы собираетесь добиваться желаемого, какие препятствия возникнут на вашем пути и что произойдет, если (когда) вы все-таки добьетесь своей цели. Неожиданные детали могут сделать историю еще смешнее.