Найти в Дзене
Дороги жизни

Троица

Стояло теплое московское лето. Так приятно было купаться в мягких лучах солнца. Вдруг воспоминания того лета, когда-то проведенного в детстве на родине мамы, напомнило мне о нашем празднике Троицы.

Я впервые побывала на родине мамы у ее родни в десятилетнем возрасте. Память так ярко запечатлела все события того времени, что я захотела поделиться этим с вами.

Накануне праздника Пресвятой Троицы в деревне производили убранство изб. Люди скоблили ножами деревянные полы, выбивали перьевые подушки, которые затем в три ряда возвышались на кровати, покрытые ручными салфетками. Последние были выполнены в стиле «мережка» - этот способ украшать полотно так никому и не передался из нас с сестрой.

И вот мы, молодое поколение, бежим в поля, набирая охапки луговых трав и цветов. Запах скошенной травы, дух земли, который исходил из нее теплым вечером, терпкий запах стада коров, возвращающихся с пастбища, весь этот запах опьяняющего вечернего воздуха сотворял внутри что-то такое, отчего ты замирал и не мог от необыкновенной радости вздохнуть. Вечером, засыпая, я погружалась в вооброжаемый мною праздник о котором говорили родные и которого я никогда не видела.

Рано утром, отправив на пастбище коров, бабушка в печи готовила праздничный обед: щи из курицы, пшенную кашу со своим сливочным маслом и запеченную в золе картошку. Солености хранились в кадушках в погребе. Хлеб, обычно ржаной, выпекался заранее и оборачивался в холстовую тряпицу, помещенную в деревянный сундук.

И вот, одевшись в самые лучшие наряды, вся деревня дружно двигалась к кладбищу, его все тогда называли погостом. Люди подходили к могилам своих родных, старое поколение, старушки в белых платочках, читали молитвы, и обменивались воспоминаниями об ушедших в мир иной. Только теперь понимаешь, что там было соединение воедино через молитву живых и мертвых: лица изменялись, становились одушевленными; соседи, которые ссорились обнимали друг друга и на тот момент готовы были все простить.

Деревенская церковь стояла на возвышении у бывшего барского сада. Старики рассказывали, что до революции сад был необыкновенным, с большим количеством редких и ценных пород плодовых деревьев и ягодных кустарников. В годы лихолетия все повырубали.

В церкви, в тот период, был склад зерна. Тем летом я с мальчишками пыталась по сломанной лестнице забраться наверх церкви, но что-то меня сильно напугало и сбросило на траву .

А что-же далее происходило в деревне. К обеду приезжала лавка и привозила продукты, которых не было в маленьком, пахнущим мышами деревенском магазинчике. К лавке сразу сбегался народ и выстраивалась огромная очередь. Продукты набирались впрок.

К вечеру на поле собирались мужики из трех деревень и между ними происходила драка, это был сохранившийся обычай данных поселений. Драка шла до крови, затем мужики дружно выпивали и расходились до следующей сходки. Мальчишки с поля боя подбирали все то, что было потеряно горе-воинами. Бабы, всплакнув, тащили своих суженных домой. Ведь утром их всех ждала тяжелая работа, с соленным потом и мечтой, что когда-то станет легче жить. Одни старушки о чем-то вздыхали, качали головами и вспоминали о былых годах, кода было то, от чего было радостно.

Сейчас, глядя на пустые, заросшие травой поля, на сердце становится зябко и больно , где те наполненные людьми и работой деревни...

Так в раннем моем детстве я впервые познала праздник Святой Троицы.

ИИЕ июнь 2017 г.