Найти тему

Взгляд на образование через 15-20 лет: тренды

В образовании настает эпоха радикальных изменений. Очень долго эта сфера могла позволить себе быть максимально иммунной к изменениям в обществе – так, что за ней закрепилась репутация одной из наиболее консервативных областей человеческой деятельности, но теперь ситуация меняется. Ближайшее двадцатилетие будет эпохой самых радикальных перемен в образовании – возможно, с момента, когда начали создаваться национальные образовательные системы. И основным источником этих перемен будет не сама система образования, а смежные с ней отрасли и технологии, приходящие вместе со сменой технологического уклада. Сфера образования должна развиваться гораздо активнее, чтобы успевать за быстро меняющимся миром. Однако, масштабные инновации в образовании происходят нечасто – за последнюю тысячу лет их было всего четыре:

  • Первая – появление в X–XII вв. в Европе университетов, ориентированных на трансляцию универсума знаний (Болонья, Париж).
  • Вторая – классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в 1640-х годах и ставшая педагогической нормой для массового образования.
  • Третья – появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели Вильгельма фон Гумбольдта, предназначенных для генерации научных знаний и подготовки исследователей.
  • Четвертая – идея прагматичного образования и экспериментальный метод обучения, предложенный американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX-XX веков, который стал основой для развития проектного обучения и «активных методов» подготовки.

Тем более интересно наблюдать, как мир стоит на пороге новой волны инноваций, которая призвана серьезно изменить сложившийся «образовательный ландшафт».

Посмотрите видео о том, как видят будущее образования ведущие IT-компании.

Тренды, определяющие будущее образования

Наш взгляд в будущее будет строиться на основании материалов форсайта «Будущее образования: глобальная повестка», подготовленный Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления "Сколково".

Успешные прогнозы основаны на точном понимании того, какие мощные социальные и технологические процессы (тренды) в настоящем меняют окружающий нас мир, создавая наше будущее. Рассмотрим, какие тренды определяют будущее образования уже сегодня, и о каких изменениях мы можем говорить с большой уверенностью.

Тренд 1. Глобализация

-2

Мировая экономика неизбежно будет двигаться в сторону все большей интеграции и углубления региональной экономической специализации. Поэтому работники будущего должны будут уметь работать в мультиязычных и мультикультурных средах, участвуя в общении с партнерами со всего мира. Значительная часть работников должна будет разбираться не только в вопросах собственной отрасли, но и в отраслях своих поставщиков и своих потребителей – то есть владеть языком междисциплинарного общения.

Мир все более востребует навыки эмпатии, умения поставить себя на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. Развитие Массовых открытых онлайн курсов (МООК) и MOOК-платформ запускает процесс новой глобализации в образовании. Типичной образовательной моделью для большинства высших учебных заведений мира станет «перевернутый» университет, в котором преподавание ведется через ведущие MOOК-платформы, а в самих университетах выполняются лабораторные работы, реализуются учебные проекты и происходит живое обсуждение.

Тренд 2. Рост конкуренции в экономике

-3

Развитие глобальной экономики создает все большую конкуренцию между производителями товаров и услуг. Высокая конкуренция требует от работника все лучшего понимания, что именно нужно потребителю – то есть учит быть клиентоориентированным. Растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью, готовых к самостоятельному действию и командной работе, способных работать в разных культурах и с разными технологическими средами. Умение самому организовывать проекты становится критически важным.

Все большему числу работников потребуется системное мышление – умение быстро понимать, как устроены сложные процессы, организации или механизмы. Следовательно, будет расти спрос, с одной стороны, на высокоскоростное образование, которое готовит работников под узкий круг задач для данного рабочего места в текущий момент. С другой стороны, все больше будет осознаваться потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни, позволяющих обеспечивать постоянное развитие персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.

Тренд 3. Автоматизация

-4

Повсеместное распространение технологий автоматизации, в течение ближайших двадцати лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены роботами и компьютерными программами. Люди будут должны заняться такой работой, которую автоматика выполнять не сможет.

Значительная часть этой работы станет творческой – как следствие, способность к художественному творчеству будет становиться массовым явлением. Все больше профессий будет связано с совместной деятельностью в группах – люди меньше будут работать с механизмами и больше – с другими людьми. Мир будущего предполагает, что почти каждый из работников обладает, как минимум, простейшими навыками программирования. Постепенно размывается понятие локального рабочего места, руководитель в будущем должен обладать навыками работы с удаленными, распределенными командами. Развитие локальных систем производства (прежде всего 3D печати) сворачивает сложные производственные цепочки до настольных устройств и приближает их непосредственно к конечному пользователю. В ближайшее десятилетие из-за автоматизации неизбежно появление большого числа «лишних» людей, которые не нашли себе места в новых секторах экономики.

Посмотрите видео о том, как в Китае уже печатают дома с помощью 3D-принтера.

Тренд 4. Рост требований к экологичности

-5

Экологичность означает бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов, а также сокращение объема производимых отходов. Навыки экологически ответственного поведения должны войти в стандартную подготовку любого работника. Важными становятся компетенции, связанные с lean & green мышлением – экономически выгодной экологизацией или бережливым производством.

Бережливое производство – это управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Экологическое мышление, как модель ответственного отношения к природе, представляет собой частный случай ответственного глобального мышления, в рамках которого человек стремится взвешивать не только экологические, но и социальные и культурные последствия своих действий – поэтому в перспективе на этой основе ожидается переход к представлению об экологичности собственных действий вообще, а затем – к управлению экологией собственного сознания (осознанности).

Тренд 5. Цифровизация

-6

Цифровизация – постепенная миграция многих видов человеческой деятельности в сеть интернет, предоставляет массу возможностей не только для создания, хранения и доставки контента, но и для коммуникации и проектной деятельности между людьми. Цифровизация знаменует собой переход к обществу и экономике «информационной избыточности». К 2020 году следует ожидать наступления тотальной цифровизации – момента, когда вся человеческая культура окажется оцифрованной. На передний план выходит необходимость целенаправленной фильтрации информации и, как следствие, усиливается роль образования в формировании соответствующих компетенций. Навык эффективного поиска в сети интернет предполагает способность к рефлексии, способность построить обобщенный образ результата поиска и, исходя из него, сформулировать запрос. Развитие цифровых технологий меняет способы, которыми фиксируется, передается и создается знание, а также формируются навыки. Кроме этого, цифровые технологии меняют процесс оценки и фиксации достижений, процесс формирования собственной образовательной траектории, процессы в управлении учебными заведениями. Цифровые технологии позволяют индивидуализировать образование без увеличения издержек на него.

Тренд 6. Распространение системы ценностей сетевой культуры

-7

Сейчас мы можем отчётливо наблюдать распространение сетевых практик в жизни, а также новых принципов взаимодействия между субъектами, основанных на предельной информационной прозрачности.

Проводя время в сети, пользователь оставляет цифровой след, доступный для анализа аналитическими программами. Совмещаясь с технологиями обработки «больших данных» (Big Data), это порождает «новую искренность», когда каждому доступна полная информация о другом человеке в реальном времени.

Возникает новый тип экономики, основанный на сетевом, коллективном взаимодействии, отсутствии централизованного управления, контроля, привычных механизмов защиты интеллектуальной собственности, конкурентной борьбы в привычных формах, а также на непривычных системах мотивации. Возникает спрос на экономику заслуг, при этом предполагается, что чем больше человек делает для общего блага, тем большие социальные возможности он должен приобретать.

Проиллюстрировать влияние ценностей сетевой культуры на образование может формат самоорганизующейся школы, в которой преподаватели и обучающиеся собираются по принципам краудсорсинга (привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта) и между ними отсутствуют жесткие социальные границы.

Подробнее о краудсорсинге в следующем видео.

Тренд 7. Индивидуализация образования и компетентностный подход

-8

Тренд говорит о формировании индивидуальных траекторий обучения под запросы заказчиков.

Во-первых, растет число осознанных студентов (автодидактов), которые сами в состоянии сформулировать свои цели обучения и необходимый набор компетенций.

Во- вторых, растет спрос со стороны работодателей на специалистов, обладающих определенным и подтвержденным набором компетенций.

В-третьих, «внесистемные» игроки уже сейчас предлагают индивидуализированные образовательные продукты, отвечающие запросам обучающихся и работодателей.

Информационные технологии позволяют вернуть индивидуальный подход в центр образовательного процесса и, в силу своей доступности, позволяют сделать его массовым. Единым основанием индивидуальных форм обучения становятся модели компетенций. Речь идет о компетентностном подходе к образованию, когда основным итогом обучения становится не приобретенная квалификация, записанная в дипломе, а профиль индивидуальных компетенций обучающегося, полученных им как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Появление работающих моделей компетенций сделает процесс получения образования более управляемым как со стороны студента, так и со стороны работодателей.

Тренд 8. Прагматизация образования

-9

Прагматизация образования заключается в ориентации образовательных учреждений на запросы экономики и общества, формировании образовательных программ на основе актуальных запросов работодателя и развитии практикоориентированных исследований.

В новом образовании становится всё более важно получать образование из первых рук, как непосредственную передачу практического опыта, это влечет за собой необходимость обеспечить работу обучающихся в командах над реальными проектами по решению реальных проблем с привлечением экспертов и менторов из сообществ практики (профессиональных сообществ).

Преподаватели выступают представителями работодателей, и должны являться носителями самых современных компетенций и знаний в своей области. Корпорации инвестируют в сферу образования в рамках переподготовки своих сотрудников, применяя нестандартные подходы, в том числе кейс-метод, симуляторы профессиональной деятельности, системы дополненной реальности и т.п. Такое образование гораздо сильнее ориентировано на практические навыки решения задач, на реальные условия рабочей деятельности.

Образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс формирования, фиксации и капитализации которого нужно сделать максимально управляемым.

Тренд 9. Образование в течение всей жизни

-10

В современной модели, когда многие профессии устаревают менее чем за 10 лет, а ожидаемая продолжительность жизни в развитых странах превышает 80-90 лет, профессионал за время своей карьеры проходит несколько циклов подготовки-реализации навыков.

Быстрая смена информационного и технологического фона приводит к тому, что образование становится постоянным, сопровождая человека всю его жизнь, от рождения до смерти. Доля сегмента образования, называемого сегодня поствузовским, уже в ближайшем будущем в разы превзойдет долю традиционного довузовского и вузовского сегментов. Возникнет феномен всевозрастного образования. Запрос на переподготовку в связи с быстро меняющимся профессиональным ландшафтом и социальным давлением со стороны взрослой аудитории значительно возрастет. Возникновение «экономики пожилых», одновременно обеспечивающей вовлечение пожилых людей в трудовой процесс и сохранение их доходов в ситуации кризиса пенсионных систем, приведет к распространению образовательных технологий, ориентированных на переобучение пожилых, причем как на базе имеющихся компетенций, так и радикально новых.

Тренд 10. Обучение команд и проектно- ориентированное образование в сообществах практики

-11

Из-за усложнения рабочих задач ключевой единицей новой экономики является не отдельный талантливый индивид, обладающий одним набором компетенций, а команда с компетенциями из различных сфер деятельности, способная выполнять функциональные или проектные задачи, где каждый участник отвечает за свой участок работы.

На первый план выходят навыки распределения задач при решении сложных проблем. Новым и крайне важным пространством образования становятся сообщества практики (профессиональные сообщества). Сообщества выступают в этом смысле как пространства взаимного обучения, где ценный опыт каждого может быть использован другими к взаимному развитию.

Развитие экосистемы MOOК (массовых открытых онлайн курсов) приводит к появлению новых типов со-организации студентов. Массовость курсов приводит к тому, что студенты объединяются в сообщества, чтобы помочь друг другу в обучении, как в онлайн среде, так и в реальном мире.

Рост числа коллективных образовательных процессов меняет и инфраструктуру образования. Пространства для обучения, работы, творчества и созидания обретают новые формы: коворкинги, хакспейсы, science-art лаборатории, фаблабы и прочие.

Тренд 11. Геймификация образования

-12

Игра – это способ достижения целей в совместной деятельности, разворачивающейся в специфических условиях по определенным правилам. В игровом контексте большая часть культурных различий стирается, что позволяет людям с различной ментальностью, установками, ценностными ориентирами и прочими ограничениями достигать вместе более быстрых (и эффективных) результатов.

Растущий рынок развивающих игровых сред уже в ближайшие годы станет реальным конкурентом образовательной системы и потребует от учебных заведений насытить свою образовательную среду игровыми элементами, сделав их не менее интересными, но гораздо более образовательно функциональными. В ближайшее время игровые достижения начнут признаваться как образовательные результаты.

Игровые формы оказываются одним из наиболее эффективных способов организовывать командную активность, стимулировать творчество и преодолевать шаблоны мышления – что поощряет «перепаковку» серьезной деятельности типа бизнеса или научных исследований в игру. В частности, на эту задачу работают симуляторы и виртуальные миры для совершенствования профессиональных навыков, а также геймифицированные среды для коллективной разработки, краудсорсинга идей и т.п.

Рассматривая тренды, влияющие на образование, нам становится гораздо проще понять, что нас ждёт и в какую сторону мы должны идти, чтобы оставаться современными.