Даже производители сверхдорогих суперкаров, предназначенных для тех людей, для кого деньги, казалось бы, не имеют значения, находятся в состоянии постоянной борьбы с конкурентами и собственными инженерами, стараясь сделать автомобиль относительно дешевым. По этой причине в разработке любого автомобиля участвуют маркетологи. Но что будет, если исключить эти светлые в экономическом плене головы из производственного процесса, отдав руль в руки инженеров? Получится автомобиль, стоящий над категориями, самый дорогой суперкар на этой планете - McLaren F1.
Восьмидесятые годы ХХ века - вообще золотое время команды McLaren. В 1984 году команда выигрывает 12 из 16 этапов чемпионата, и Ники Лауда, опередив своего товарища по команде Алана Проста всего на пол очка, становится чемпионом мира. Но уже через год Алан берет реванш, завоевав чемпионский титул два раза подряд: в 1985 и 1986 годах. В 1988 году борьба на треках была не между командами, главным образом, между гонщиками одной команды - McLaren. В результате Айртон Сенна приносит победу в кубке конструкторов, а Прост в очередной раз становится чемпионом мира.
Итак, 1988 год. На треках Формулы-1 господствуют красно-белые, цветов Marlboro, болиды McLaren. Команда находится на гребне волны... какой волны? Настоящего цунами, сметающего своих соперников, оставляя их далеко позади. Подобного успеха не знала ни одна команда Формулы-1, и, вполне естественно, что шеф команды Рон Деннис и главный акционер холдинга McLaren шейх Мансур Ойех решают увековечить свои достижения, создав памятник, к которому "не зарастет народная тропа".
Так 17 марта 1989 года в Уокинге (Великобритания), по соседству с цехами "формульных" McLaren появилось подразделение тюнинга и мелкосерийных моделей McLarenCars Ltd.
Задача создания сверхавтомобиля, "суперкара ХХ века", легла на полечи самого достойного - гениального инженера Гордона Марри. С начала 1970х годов Марри разработан 34 гоночных болида Формулы-1, именно Марри принадлежат многие технические решения, без которых Формула-1 сегодня немыслима, именно Марри построил болид Brabham, принесший чемпионский титул Нельсону Пике в 1981 и в 1983 годах.
В планах самого же Гордона Марри нового McLaren не было. Он, один из величайших инженеров ХХ века, собирался навсегда оставить автоспорт и уйти на покой. Рону Деннису пришлось пообещать Гордону, что новый автомобиль, хотя и дорожный, будет строится без оглядки на цену, как любой болид Формулы-1 - только это смогло заставить Марри взять в руки карандаш и сесть за чертежи.
Закипела работа. Как гоночный инженер, англичанин был вынужден перебороть свои инстинкты, чтобы автомобиль получился именно дорожным, без отголосков боевых болидов Формулы-1. Но для любого автомобильного инженера главным воплощением его познаний все-таки является бескомпромиссный суперкар - вершина конструкторской мысли, и, не смотря ни на что, основные технологические заимствования делались из "параллельной индустрии" - Формулы-1.
В результате "дорожный" McLaren первым из серийных автомобилей получил монокок и наружные панели, полностью выполненные из карбона. Силовой агрегат разместился в середине - это позволяло добиться чуть ли не идеальной "развесовки". Подвеска push-rod была позаимствована из Формулы-1 практически без изменений.
- Это безумие! - заламывал руки Рон Деннис.
Еще бы! В начале 1990х годов карбоновый монокок считался космической технологией, место которой - на треке, но никак не на автобане. Даже королева суперкаров FerrariF40 имела кузов из стеклопластика, а сварной каркас - из... стальных труб! Многим казалось, что Марри делает, по меньшей мере - летающую тарелку, а не автомобиль!
Своей демонической внешностью, свирепым, агрессивным выражением "лица" с широко расставленными, разящими наповал McLaren обязан английскому стилисту, преподавателю Королевской Академии Искусств Питеру Стивенсу. Все же чего-то в автомобиле не хватало и Стивенс, широким взмахом руки, добавил двери, открывающиеся вверх, на манер Lamborghini. Теперь облик монстра был полностью завершен. McLaren стал суперкаром, не похожим ни на один другой суперкар в мире.
Однако не один автомобиль, даже потрясающе красивый, не может обойтись без двигателя. До этого McLaren работал с японской Honda, но имидж этой марки не совсем соответствовал имиджу самого быстрого, самого дорогого, самого престижного суперкара на планете. Помимо прочего, подходящего серийного V10 или V12 у японцев не нашлось, но это послужило лишь поводом вежливого отказа от услуг Honda.
Далеко ходить и не было необходимости, ведь совсем близко - по другую сторону Английского Канала и еще чуть на восток расположен Бариш, где и нашел союзников Марри. У BMW нашелся потрясающий силовой агрегат V12 от модели 750, который и был взят за основу для сердца McLaren. Гоночное подразделение BMW-Motorsport под руководством еще одного гения - Пауля Роше взялась за дело. Тем более, два инженера понимали друг друга с полуслова, как никак на Brabham Марри стояли двигатели, сделанные именно Роше.
После долгой и изнурительной работы специалисты BMW построили один из лучших моторов в мире - V-образный двенадцатицилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом в 6,1 литра, развивающий максимальную мощность в 627 л.с.! Абсолютно все компоненты были полностью переработаны командой Пауля Роше, новый V12 не имел ничего общего с массовыми моторами Баварцев. Англичане нашли отличного партнера.
Вот последний болт закручен, в мире родился новый властелин дорог. McLaren весом в 1018 кг, оставаясь и сегодня самым легким суперкаром на планете, развиваетмаксимальную скорость в... это невероятно! Это невозможно! Это уму непостижимо! 387 километров в час, переняв пальму первенства самого быстрого в мире серийного автомобиля у Lamborghini Diablo. До "сотни" McLaren разгоняется за 3,2 секунды, оставив позади практически все суперкары начала 1990х годов. Название такого чудища может быть одно - F1! Кратко и, в то же время, емко, полностью отражая суть, характер автомобиля.
Вся конструкция F1 - сплошные компромиссы. Но о соотношении цена/качество никто и не думал. Компромиссы F1 несколько иного рода - комфорт/скорость. Все, что может быть сделано из карбона - сделано из карбона. Многое из того, что, казалось бы, не может быть сделано из карбона - сделано из карбона. Наконец, то, что в принципе и ни под каким предлогом не может быть сделано из карбона - сделано из титана. F1 - "дорожная версия" болидов Формулы-1, так что здесь нет гидроусилителя руля, подушек безопасности, АБС и противобусковочной системы. И, все же, англичане остались в своем репертуаре - экономия веса экономией, но без комфорта нельзя. В F1 есть кондиционер, электропривод сидений, и даже... шерстяные ковры на полу салона! Компоновка салона разительно отличается от классической - здесь три кресла, причем водительское - посередине, как у болидов Формулы-1, а пассажирские - по бокам, чуть позади него.
Презентация McLaren состоялась, естественно, на "формульной" трассе. 28 мая 1992 года, накануне Principality's Grand Prix в Монако, перед трибунами "прокатился" ядовито-оранжевый F1. Публика была поражена не только характеристиками автомобиля, неслыханными по тем временам технологиями, но и ценой... суперценой примерно в 1,200,000 долларов! Однако 10 человек тут же внесли первоначальный взнос на покупку суперкара.
В девяносто пятом году пять автомобилей McLaren F1 с индексом GTR, подготовленные специально для этих гонок, буквально порвали в клочья своих соперников в величайшей гонке планеты - "24 часа Ле-Мана", заняв первое, второе, третье, четвертое и пятое места! Подобного успеха не знала ни одна марка! Не менее знаменательный случай произошел в 1998 году, когда "списанная" заводская машина была выставлена на старт в Ле-Мане, и, в итоге, пришла четвертой.
В настоящее время существуют всего 100 автомобилей McLaren F1, 75 из них находятся в руках частных владельцев, 25 - кружат по спортивным трекам. Несмотря на заоблачную цену, купить F1 сегодня практически невозможно. Еще бы! F1 - самый быстрый и самый дорогой в мире автомобиль, вошедший в историю как величайший суперкар ХХ века.
Предыдущие статьи на похожую тему: