Нередко можно наблюдать абитуриентов, стоящий в очереди для подачи документов вместе с бабушками, взрослых ребят в ожидании собеседования с мамами и папами. Родители считают, что такая забота есть необходимость, без которой дети не выдержат психологической нагрузки, а сами отказывают себе в отдыхе, устают и не получают от жизни удовольствия. Сегодня мы решили посвятить статью тем, кто измучен сплошными делами, но никак не позволит себе полениться.
Важно понимать, что «ленивая» здесь не имеет прямого значения, это скорее эпитет. Леность не несет под собой равнодушия и минимума времени, затраченного на ребенка. Воспитание человека самостоятельного требует большое количество сил и нервов. Давайте разберем принципы «ленивого» подхода.
Не стоит делать за ребенка то, что он может сам: кормить с ложки в полтора года, в три одевать, а в семь после школы делать все уроки вместе. Зачастую дети не могут совершить что-то самостоятельно только потому, что родители не позволяют этого, помогая, чтобы ускорить процесс. Голодный малыш не станет отказываться от каши, а уставший после долгого дня школьник не будет ложиться в кровать со скандалом.
Узнать, что ребенок уже может сделать сам, просто. Когда руки потянуться осуществить желаемое за малыша, задайтесь вопросом, а может ли он самостоятельно произвести это действие? Если нет физической возможности (болезнь, плохое самочувствие, усталость) — помогите, если в этом кроется каприз или желание обратить на себя внимание — успокойте и объясните, что все можно сделать самостоятельно. Другое дело, если он не умеет. Тогда требуется научить.
Помощь в решении какого-либо вопроса — это не действие, сделанное за человека. Масса подсказок и педагогический подход — вот что необходимо выработать в процессе. Важно уметь разрешать ошибаться, так как малыш изучает что-то новое, досель неизвестное. Вспомните себя, ведь вы не научились так красиво писать от руки сразу, пару-тройку раз пронесли мимо рта ложку с кашей. От умения ошибаться выливается другое требование — научиться не говорить «нельзя». За этим скрывается два момента: «нельзя», потому что опасно и «нельзя, потому что так удобнее. Если вам легче сказать, что лейку трогать запрещено, а не научить малыша поливать цветы, то метод «ленивого» родителя не для вас.
Ну и наконец самое главное, что развивает самостоятельность — возможность выбора. Когда человек выбирает, он проявляет свою самость на 100 %, берет ответственность за выбор, который совершил, а значит готов отвечать за то, что предпочел. В кондитерской предложите выбрать между эклером и мороженым, при выборе секции уточните, куда хочет малыш. Способов куча, вот только приготовьтесь потратить время и силы, ведь «ленивым» родителем быть куда сложнее, чем «заботливым».