Полумистическая история об одной из моих поездок
Все участники дали разрешение на публикацию этого рассказа.
В бытность мою еще работы в Тыдтуярыке пришел запрос на тур на Укок от трех итальянок. Руководство перекинуло их мне и я общалась, согласовывала по почте детали с организатором поездки – Камиллой.
Была одна проблема – для того, чтобы тур состоялся, необходим минимум в четыре участника, а девушек было только трое. Четвертого участника мы так и не нашли, по разным причинам. И, как позже выяснилось, это было даже к лучшему. А для девушек я предложила корректировку маршрута и они вполне вписались в необходимую сумму)
С момента их прибытия в Горно-Алтайск я вела их по WhatsАрp. Нашла им такси по божеской цене, организовала трансфер из Горно-Алтайска в Кош-Агач, где они остановились в гостинице, которую сами же и нашли через интернет.
И вот тут и наступил самый волнительный момент. У меня еще не было от них предоплаты. А это могло обернуться вот чем: любой кош-агачский обладатель УАЗика-«буханки», желая по-легкому «срубить бабла», мог их попросту перехватить, пообещав более низкий ценник.
Чем это грозило бы девушкам: не факт, что исправный автомобиль, отсутствие походного снаряжения (палаток ни у кого не было), никто не решил бы вопрос с питанием (а они были еще и вегетарианки), коммуникации на маршруте и дальше сами можете предположить все, что угодно…
Поэтому вечером, после возвращения с экскурсии, я быстро прыгнула в машину и рванула в Кош.
Мы встретились в одном из Кош-Агачских кафе. Девушкам – ну как, девушкам – сорок плюс-минус. Они – опытные путешественницы. В России уже бывали, поэтому не особо склонны доверять здесь кому-либо…
Мы начинаем разговор и вот тут выясняется самое интересное…
«Через два дня – солнечное затмение, говорит Камилла. И нам необходимо во время затмения оказаться на могиле Принцессы Укока (так называют мумии пазырыкской женщины, найденной в хорошо сохранившемся кургане на Укоке в 1993 году). Там мы должны совершить некий обряд. Мы приехали сюда специально для этого (!).
Но сначала мы должны посетить шаманку Татьяну (имя изменено) и попросить ее дать нам благословение на посещение Укока».
И тут я понимаю, что все – сейчас у меня будет полнейший кредит доверия! Потому что, так случилось, что с шаманкой Татьяной я познакомилась еще в прошлом году и знаю, как устроить с ней встречу.
Разумеется, когда я рассказала все это девочкам, они очень обрадовались и мне с легкостью удалось получить аванс.
Довольные друг другом, мы выходим из кафе и видим на небе эту чудесную радугу, которую посчитали хорошим знаком…
Но в кемпинг я вернулась в глубокой задумчивости. Мне не очень нравилась эта затея с обрядами. Я крещена в православии и негоже мне, вроде бы, поощрять подобные вещи и тем более, принимать в них участие. С другой стороны, пожив какое-то время на Алтае и войдя в резонанс с окружающим миром, начинаешь думать, что все эти местные духи – не такая уж выдумка… И с уважением относишься к местным верованиям. А с третьей стороны, клиент всегда прав. И, коль взялся за предоплату – не говори, что не дюж.
Итак, наутро мы садимся в машину и едем в соседнее село, где живет шаманка Татьяна.
Она нас уже ждет, я договорилась с ней заранее по телефону.
Татьяна запускает нас к себе в дом и тут для меня начинается просто пытка. Потому что мне нужно: 1) понимать, что она мне пытается сказать по-русски с примесью алтайских слов и терминов, 2) перевести это итальянкам и понять их ломаный английский))
Но я понемногу справляюсь со своей задачей.
Сначала мы поднесли шаманке свои подарки. Я – большую пачку хорошего чая (без этого я в гости там просто не хожу). А вот девушки подготовились более основательно. Привезли статуэтку из муранского стекла, изготовленную специально для Татьяны. А также множество разных шоколадок, часть из которых потом была использована для обряда.
Татьяна зажигает веточку арчына (можжевельника) и начинает обряд очищения. Нас – и окружающего пространства.
И вот, шаманка, получив какую-то информацию от своих духов, начинает передавать ее нам.
Камилле она сказала, что у нее недавно – в течение последнего года – умер кто-то близкий. Да, сказала она, это был отец…
Кьяре она сказала, что та недавно очень сильно поссорилась с любимым человеком и рассталась с ним. Да, сказала Кьяра, так и есть)
А про Изадору Татьяна увидела, что у нее есть ребенок.
По мере беседы лица девушек все более и более вытягивались, потому что Татьяна рассказывала про них то, что знали только они.
Когда контакт был окончательно установлен, шаманка начала работать с основным запросом.
А именно – открыть дорогу на Укок.
Она сказала, что недавно умерший отец Камиллы не пускает ее туда. И это ставит под угрозу всю экспедицию полностью. И вообще – Укок – место не для женщин. Правда, когда узнала, что нашим водителем будет Дживани, известный некоторым из вас как Джованни (из-за специфической внешности и любви к итальянской музыке), то сказала, что теперь она спокойна за нас).
Далее она нас как следует «почистила» и провела для каждой индивидуальный сеанс.
А в завершение сказала: я сделала, что могла. Упросила духов и отца Камиллы все-таки не препятствовать в этой поездке. Но, если есть возможность, лучше воздержаться. Или перенести. Потому что время – очень неблагоприятное для такой поездки.
И, чтобы как-то смягчить духов, предписала Камилле ходить на Укоке только с прикрытой головой.
В общем, после визита к шаманке мое беспокойство усугубилось еще больше.
Масла в огонь подлил еще и приятель-астролог, который написал у себя в блоге о том, что за три дня до затмения и три дня после него категорически не рекомендуется путешествовать. В общем, все одно к одному.
Итак, во мне боролись современный материалист, православный христианин и человек, уже какое-то время живущий в высокогорном Алтае и слегка ассимилировавшийся.
Но, как уже было сказано выше – предоплата внесена и все, что мы можем сделать – это продумать все риски и максимально к ним приготовиться.
Джованни в очередной раз перебрал свою машину, заменив все подозрительные детали на новые. Я перепроверила снаряжение и продуктовый запас, получила пропуска в приграничную зону, зарядила спутниковый телефон.
Все было готов к отправке.
В назначенный день и час мы сели знаменитый синий «уазик» Джованни и выдвинулись из кемпинга.
Но в Кош-Агаче тот сказал: мне нужно еще кое-что проверить, беспокоят новые тормоза. Работы – максимум на час. Мы с девушками пошли прогуляться, пока Дживани занимался машиной.
Я не буду пересказывать всего, что происходило потом. Но одна деталь в машине «тянула» за собой другую, одно чинилось, другое тут же рассыпалось… Дживани был удивлен – ведь он только перебрал все и даже больше.
В результате мы уже навернули несколько кругов по окрестностям, попили кофе на заправке, поели в кафе…
В ожидании Джованни девушки плели мандалы на Лукойловской заправке. Стояла жара…
Наконец, машина была готова и с опозданием на 4 часа мы, наконец, поехали в горы.
Прошли первую пограничную заставу, начали двигаться вдоль реки Тархата. И тут случилось нечто!
Посреди ясного жаркого дня внезапно налетела туча. Хлынули потоки воды с неба, которые вскоре превратились в очень крупный град. Видимость была никакой и мы остановились, дальше ехать было опасно. Кроме того, дорога превратилась в размокшую глину. Буквально в пару мгновений мы оказались в эпицентре снежной бури. А ведь мы еще даже не поднялись в горы!
Я посмотрела на девушек – они вдруг осознали, что все, что вот и начались те препятствия, о которых говорила шаманка. Буквально за пару минут мы из жаркого лета попали в конец ноября. С их лиц исчезли улыбки, в глазах мелькал ужас...
Мы дождались окончания бури и поехали дальше, в сторону Джумалинских ключей.
Текст и фото: Ирина Дмитриева
Подписывайтесь на наш канал - мы пишем про дикий Алтай!