Лично мне Nissan Qashqai всегда был очень симпатичен. Во-первых, он как-то по-домашнему уютен, а, во-вторых, у него очень правильный форм-фактор, с которого фактически и пошла мода на субкомпактные кроссоверы. Когда-то он стал родоначальником целого сегмента, а сейчас без него трудно даже представить ежемесячные отчеты "Ассоциации Европейского Бизнеса" о продажах легковых автомобилей. Давно обрусевший Qashqai, кажется, навечно прописался в Топ-25 рынка.
Если хорошенько пофантазировать, то намек на модель следующего поколения можно увидеть в концепте Nissan IMQ, который совсем недавно показали в Женеве, но это – совсем далекое будущее. А настоящее выпускается на заводе Nissan под Санкт-Петербургом и сдавать свои позиции совсем не собирается. Во всяком случае, нынешний апгрейд даст "Кашкаю" второго поколения еще года три конвейерной жизни, и все это время он будет оставаться актуальным исключительно для нашего рынка, потому что сильно отличается от своей европейской версии.
Можно было бы попенять японцам на то, что рестайлинг они привезли в Россию чуть ли не через два года после Европы, но, если разобраться, что именно представляет собой российский Qashqai, задержка не покажется значительной. Строго говоря, это уже вторая модернизация машины второго поколения для России, и каждый такой шаг делал кроссовер нашей сборки все более уникальным.
В 2015 году я уже ездил на презентацию обновленного Qashqai, и особенных перемен тогда не отметил – японцы чуть поигрались наборами оборудования, слегка перенастроили подвеску и едва заметно расширили колею. По сути, нам предложили протестировать машины с клеймом «Made in Russia», за которым скрывалось кое-что важное. Тогда Nissan поставил на конвейер и Qashqai, и X-Trail, заметно унифицировав шасси двух моделей. Именно поэтому у российского Qashqai увеличилась колея, а все комплектации, включая переднеприводные, стали оснащаться многорычажной задней подвеской – роскошь для компактного сегмента, которая в Европе полагалась только старшим версиям.
То, что сейчас Qashqai изменился действительно заметно, видно невооруженным глазом. У него теперь совершенно другая техно-физиономия с узкими фарами, современной U-образной решеткой радиатора и сложным многоэтажным бампером, которая в Европе появилась еще в конце 2017 года. Но мне, как ни крути, этот рестайл кажется неоднозначным. Получилось ярко, современно и модно, соблюдена корпоративная стилистика, но гармонии и уюта оригинальной версии как-то поубавилось.
Бесспорно одно: Qashqai стал строже и солиднее, да и новая оптика светит лучше. Кстати, полностью светодиодные фары устанавливаются на кроссовер, начиная с четвертой из восьми комплектаций. Из-за новых фар ниссановцам пришлось менять бачок омывателя, и заодно они решили его унифицировать с бачком X-Trail – небольшая, но все-таки экономия.
Перемен в салоне меньше, а самая заметная – унифицированный с другими моделями компактный усеченный руль. Увы, нам, в отличие от европейцев, не достались ни новые кресла, ни измененная консоль...
Зато нашлось кое-что поважнее: зарядные USB-розетки для задних пассажиров и интегрированная система Яндекс.Авто с пробками, погодой, фирменной музыкой и даже браузером. Впрочем, Яндекс появился на Qashqai чуть раньше, но с обновлением систему научили работать с камерой заднего вида и впоследствии обещают подружить ее также с системой кругового обзора.
А еще у Qashqai появились очень красивые колесные диски, причем теперь в гамме, помимо 17- и 19-дюймовых, есть и 18-дюймовые. На презентации официальный представитель марки эмоционально назвал их «бомбическими», и, в целом, был недалек от истины. Мне же показалось, что 18 дюймов – это как раз тот самый размер, при котором Qashqai не только отлично выглядит, но и сохраняет благородство ездовых манер. Хотя над последними работали отдельно и тщательно.
Российские инженеры уверяли меня, что клиенты требовали больше комфорта, тишины и отзывчивости. Были пересмотрены характеристики пружин и амортизаторов, появились более жесткие стабилизаторы, изменился рулевой механизм, появилось больше шумоизоляции. Тихоней кроссовер может и не стал, но вой двигателя и шум ветра все-таки приглушили, и в целом Qashqai воспринимается более благородным.
Да и в остальном мне понравилось: Qashqai остался крепко сбитым, но не стал зубодробительным, кажется очень комфортным на хороших дорогах и довольно предупредительным на плохих. С рулем еще интереснее – если раньше переход из легкого парковочного режима в упругий скоростной был довольно заметен, то теперь руль наливается усилием плавно, а на малых углах поворота, когда «баранка» чуть завязала и не возвращалась в ноль, ей теперь аккуратно помогает усилитель. И все это работает, кажется, совершенно естественно.
Одним из главных обновлений европейского Qashqai стал бензиновый турбомотор объемом 1,3 л, но этот вариант не про нас. Как и прежде, роль начального в России играет наддувный 1,2 мощностью 115 л.с., а основная ставка делается на 144-сильный 2-литровый атмосферник в паре с вариатором. Дизеля нет и, видимо, уже не будет.
Если вам нужно сэкономить, то знайте, что мотор 1,2 в паре с «механикой» везет совершенно нормально, если вы умеете обращаться с турбиной и не против переключать передачи. В ином случае комбинация двухлитрового двигателя и вариатора кажется безальтернативной, пусть и не слишком зажигательной. Японцы чуть обострили отклики на газ, а вариатору вообще поменяли гидротрансфроматор на другой с более ранней блокировкой. По идее, коробка должна еще лучше имитировать переключения передач, но по факту водителю Qashqai по-прежнему приходится слушать монотонный вой двигателя при разгоне и в переходных режимах. С этим придется смириться, тем более, что в целом динамика остается вполне нормальной, а расход в нашем случае не превышал 9 литров на сотню.
Модернизированная машина ожидаемо подорожала примерно на 100 тыс. рублей, но надо понимать, что цены и без того постоянно растут. Если новая внешность вам, как говорится, зашла, то брать точно нужно обновленный вариант с его более благородными повадками, улучшенной шумоизоляцией и встроенным «Яндексом» с камерой заднего вида. Начальный ценник – 1 290 000 руб., но за двухлитровую машину с вариатором придется отдать уже минимум 1 484 000 руб., и это – с передним приводом. Полноприводный Qashqai стоит от 1 576 000 руб., и надо понимать, что все эти цифры касаются самых простых комплектаций.
Оптимальной я бы назвал версию QE Yandex с полным приводом, светодиодными фарами, 2-зонным климат-контролем, обогревом ветрового стекла, парктрониками по кругу, камерой заднего вида и 17-дюймовыми колесами. Но это уже 1 838 000 руб., плюс доплата за цвет металлик. Если есть желание получить кожаные сиденья, панорамную крышу, 19-дюймовые колеса, «автомат» дальнего света и страхующую электронику, можно забираться выше – топовый Qashqai почти дотягивает до отметки в 2 млн рублей.
Но это уже машина для тех, кому нравятся постоянные подсказки систем мониторинга слепых зон, разметки и движущихся объектов, а я вполне могу обходиться и без них. Единственное, что по-настоящему привлекает меня в топ-версии – это совершенно плоская эмблема на решетке радиатора, за которой скрывается радар системы предупреждения столкновений. Очень уж стильно выглядит, но точно не на два миллиона.