Идея
За пару дней до начала моего эксперимента я знать не знала, что скоро окажусь совершенно отрезанной от социальных сетей.
Работая в медиа, каждый день приходится обрабатывать огромное количество информации. К сожалению, помимо информативных материалов для работы, пары фото друзей в Instagram и двадцатиминутного скроллинга ленты Twitter по пути на работу, я добровольно получаю еще тонну данных. Сложно сказать, действительно ли бесполезна вся та информация, которая застревает в моей голове, но чаще всего она неприменима нигде, кроме как в разговоре с коллегами за обедом.
В начале марта нас на работе собрали для очередного тренинга для журналистов. Такие занятия проводятся у нас время от времени: мы обсуждаем политику, социологию, иногда психологию, историю – в общем, все, что, по мнению руководства, может как-то помочь сформировать адекватное восприятие мира. Мне нравится участвовать в таких беседах, потому что это хороший способ задать себе пару неудобных вопросов, которые обычно не всплывают в жизни.
В тот день наша дискуссия заставила меня хорошенько задуматься о том, как же много времени уходит на «прием мусора»: с раннего утра до глубокой ночи все, что я делаю – поглощаю тексты, фото, видео, музыку. Моя голова «пухнет» от количества информации, и стало понятно, что пора это прекращать. Тогда не придумала ничего лучше, чем просто сказать «нет» социальным сетям на месяц.
Любопытно, каково это – работать журналистом, жить в столице, иметь смартфон и не пользоваться его содержимым?
Мелькнула мысль, что я просто не выживу без связи с внешним миром. Мне казалось, что мои странички в сети – это способ взаимодействия со всеми знакомыми, и так я участвую в их жизни, а теперь разом их потеряю. Даже взгрустнулось.
Воплощение
На следующий день нашлось с десяток причин, почему стоит попробовать – любопытство побеждало. В первую очередь мне захотелось доказать себе самой, что нет у меня никаких зависимостей, в том числе и от соцсетей. К тому же, для подкрепления значимости эксперимента, я рассказала об отказе семье, друзьям и коллегам, заключила спор и даже запостила прощальную stories в Instagram.
Четвертого марта вечером я торжественно удалила ненужные приложения и легла спать.
Стоит пояснить, что к моменту отказа у меня не было страницы Вконтакте и Facebook. Для ведения активной деятельности остались почтовые ящики, мессенджеры и Snapchat, где я могла использовать только фильтры для фото. Срок отказа составлял месяц, то есть в ночь с 4 на 5 апреля мое ограничение должно быть аннулировано.
***
Первые три-четыре дня меня безумно «ломало». Мне очень хотелось узнать, как идут дела у моих подписчиков и посмотреть интервью Дудя. Как раз на той неделе появился выпуск с Айсултаном Сеитовым – было безумно интересно. Я писала всем близким приятелям, чтобы узнать, как у них дела – мне не хватало общения. По крайней мере, мне так казалось.
Сейчас я понимаю, что мне не хватало иллюзии общения
В Интернете часто можно встретить исследования о том, что современные social media делают людей одинокими. Без всяких процентов и статей, основываясь на личных ощущениях, я понимаю, соцсети – это по-настоящему одна большая иллюзия.
Ни ответы на истории, ни реплаи, ни комментарии никогда не заменят настоящего общения. Да, всегда можно знать, кто и чем занят, когда и где отдыхает, но это не живая беседа или встреча, и мы об этом забываем.
К тому же, эта иллюзия обрастает ложными ценностями. Я не помню, в какой момент появилось неприятное чувство от того, что я пропускала новый пост друга или сестры. Я могла почувствовать обиду оттого, что приятельница поставила мне «лайк» на фотографию не сразу после публикации, думая, что это показывает ее отношение ко мне. Вы чувствуете, как это бредово звучит?
Удобные ленты, которые, по-хорошему, направлены на то, чтобы экономить время, в два клика знакомя с новостями из жизни друзей, затягивают в свои сети на несколько часов, и это страшно. Моя мама, женщина 43 лет, тратит в день по два-три часа на то, чтобы посмотреть в ленте, чем заняты ее племянницы, коллеги, сестры моих школьных подруг.
Все это заставляло меня недоумевать и раньше, но сейчас, находясь вне этого круга, я с ужасом задумываюсь, сколько времени уходит у современных людей на подобное общение?
Кажется мне, что один день в неделю явно тратятся на это.
***
Наступило воодушевление и чувство легкости, я будто я отделалась от «грязной» зависимости. Время, которое высвободилось от социальных сетей, заняли встречи с друзьями, чтение книг, просмотр фильмов.
День ото дня я становилась все более возбужденной: в голове метались идеи, на столе появились блокноты для записи проходимых курсов. Все забурлило, и эта активность позволила мне ощутить всю значимость такой «свободы».
Я будто зажила для себя. Стало неважно, одобрят ли мои идеи друзья, в каких магазинах акции и что за новый трейлер «Мстителей» вышел на YouTube – захотелось большего.
Иногда, конечно, меня «штормило»: хотелось поныть в Twitter и очень хотелось проверить обновления на YouTube, но я понимала, что все это не убежит, и шла побаловаться в онлйан-магазины, чтобы хоть немного попрокрастинировать.
***
Было много причин вернуться в сеть. И если влоги коллеги или объявление о полмолвке подруги могут выглядить как-то мелко, то отставка президента должна была меня сломить. Интернет-общественность сходила с ума, когда 19 марта, Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия, и ситуация приняла невиданные масштабы на следующий день, когда переименовали столицу. Новости, утки, мемы и споры – все это прямиком на страницах Facebook и Instagram. Это было соблазнительно, но две недели стойкого «воздержания» сделали из меня безразличного к окружающему миру человека.
Это, наверное, было неправильно, игнорировать событие, ведь все-таки на моих глазах произошло историческое событие, но я знала, что в ближайшее время в сети будет только информационный мусор, который не стоил того, чтобы прерывать эксперимент.
Соцсети создают иллюзию значимости твоей жизни и личного мнения
Я знала, что никому не сдалось мое мнение по поводу политической ситуации. Никто не хотел знать, вкусный ли сегодня у меня был обед, грубый ли попался водитель. Мое мнение могло лишь помочь творческим создателям контента на YouTube, и то, лишь начинающим.
Пелена спала с глаз, и желание сказать «А я думаю…» как-то поутихло.
Результаты
Это был хороший месяц. Открыв для себя много новых ресурсов вне social media, я провела время веселее, чем предполагалось:
· прошла курсы по предпринимательству,
· сходила в кино на «Капитан Марвел»,
· посетила футбольный матч, где сборная Казахстана обыграла шотландскую,
· прослушала курс Академии «Арзамас» о том, как понять Японию
· дорисовала картину по номерам
· посетила «Астана Опера»
· нашла чуть более 40 любопытных статей на сайте журнала «Нож»
· подала заявку на конкурс от Яндекс
· прослушала несколько подкастов KuJi
· погостила у тети, у которой не была два год
· съездила в родной город
· и написала свой первый лонгрид.
Такой список, конечно, выглядит неоднозначно: вроде внушительно, но несерьезно. Однако, я знаю, что обычно он выглядит скуднее.
А ещё познакомилась с книгами, фильмами и альбомами, до которых все время «не доходили руки»:
· Евгений Замятин, «Мы»
· Альбер Камю, «Посторонний»
· Роберт Кийосаки и Шэрон Л. Лектер, «Богатый папа, бедный папа»
· Курт Воннегут, «Бойня номер пять, или крестовый поход детей»
· Кертис Хэнсон, «8 миля»
· Итан и Джоэл Коэн, «Большой Лебовски»
· Шон Андерс, «Семья по-быстрому»
· Спайк Ли, «Черный клановец»
· Йоргос Лантимос, «Фаворитка»
· Logic, Supermarket
Поэтому, если вы хотите в жизни чего-то нового, я настоятельно советую пожить месяц без лайков, розыгрышей билетов, новых выпусков, сообществ и ретвитов. Это не так долго, но очень приятно.