"Партия справедливости и развития", состоящая в альянсе с правой "Партией национального движения", одержала победу на муниципальных выборах, прошедших в Турции 31 марта. Продолжается начатая 17 лет назад победная поступь политической силы, возглавляемой президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Однако эта кампания не обошлась без сюрпризов.
Народный или Национальный альянс?
Напомним, перед парламентскими выборами прошлого года партия Реджепа Тайипа Эрдогана образовала коалицию с "Партией национального движения" Девлета Бехчели под названием "Народный альянс". Союз с президентской партией внес раскол в ряды националистов, которые ранее поддерживали союзнические отношения со светскими республиканцами. Раскольники из стана "Партии националистического движения" образовали собственную политическую силу, получившую название “Хорошая партия” (Iyi Parti). В дальнейшем партия сформировала "Национальный альянс" с "Республиканской народной партией", который на этих выборах набрал 37 с половиной процентов голосов пришедших на участки избирателей.
Две провластные партии суммарно набрали 51 с лишним процент голосов избирателей, явившихся на участки (у "Партии справедливости и развития" - 44,3 процента, у "Партии национального движения" - 7,3 процента). Это вылилось в победу в 778 муниципалитетах, в том числе в 16 метропольных. Иными словами, 56 процентов всех муниципалитетов Турции будут управляться политиками, имеющими аффилиацию с политической коалицией во главе с Эрдоганом. В итогах нынешней кампании для партии власти при этом просматривается определённый регресс с результатами 5-летней давности.
Поражения в Анкаре и Стамбуле
Одной из наиболее конкурентных за последние несколько десятилетий выдалась кампания по выборам мэра самого крупного города Турции Стамбула. Здесь за победу боролись бывший премьер-министр и спикер парламента Бинали Йылдырым, представляющий "Партию справедливости и развития", и Экрем Имамоглу из "Республиканской народной партии". Противостояние двух кандидатов получилось зрелищным, потому как разрыв между ними оказался меньше процента (!): 48,79% - у Имамоглу и 48,51% - у Йылдырыма. Разница между кандидатами - всего в 23 тысячи голосов.
При этом кандидаты от партии Эрдогана уступили в Анкаре и Измире - двух крупных городах, следующих вслед за Стамбулом. Кандидат от “Национального альянса” Мансур Яваш получил чуть более половины голосов жителей Анкары, тем самым положив конец правлению "Партии справедливости и развития" в столице страны со второй попытки (5 лет назад он проиграл выборы Мелиху Гёкчеку, бывшему градоначальником столицы с 1994 года).
Поражение сторонников Эрдогана в Измире не стало сюрпризом, так как третий город Турции давно считается вотчиной "Республиканской народной партии".
Таким образом, в активе "Партии справедливости и развития" по итогам этих выборов находятся 16 метропольных муниципалитетов (о том, что такое метропольные муниципалитеты - ниже) и 24 провинций. Пять лет назад она одержала победу в 18 метропольных муниципалитетах и 30 провинциях. Партнёры по коалиции победили в одном метропольном муниципалитете и 11 провинциях (в 2014 году соотношение было 3 городских муниципалитета и 5 провинций).
"Республиканская народная партия" - основной противник "Партии справедливости и развития" - продемонстрировала положительную динамику, увеличив количество метропольных муниципалитетов с 6 до 10 и провинций с 8 до 10.
Первый мэр-коммунист
Город Тунджели, расположенный на востоке Турции, получает в качестве градоначальника Мехмета Фатиха Мачоглу. До этого в стране ещё не было мэров из стана Коммунистической партии. Результат этот интересен также тем, что в борьбе за этот пост оказался вторым представитель Демократической партии народов, отстаивающей интересы турецких курдов.
Правом голоса на этих выборах обладали 57 миллионов человек. Гражданам было предложено выбрать городских мэров, руководителей городских районов, членов муниципальных советов, провинциальных собраний, глав сельских поселений и других органов управления на низовом уровне. Явка на выборах составила 84,6 процента голосов, что меньше примерно на 4 процентных пунктов по сравнению с местными выборами 2014 года.
Всего в выборах приняли участие 12 партий.
Почему важны эти выборы?
Административно-территориальное устройство Турции является унитарным. Это значит, что центральные власти принимают решение по вопросам социально-экономического и политического развития даже в ситуации, когда некоторые из них было бы целесообразно рассматривать на местном уровне. Президент Эрдоган неоднократно высказывался против наделения регионов и муниципалитетов дополнительными полномочиями, боясь, что это может привести к расколу страны, учитывая непростые отношения с курдами на востоке страны.
Система местного самоуправления в Турции состоит из 4 уровней. Первый уровень образуют метропольные муниципалитеты. Этот статус приобрели 30 наиболее крупных городов страны численностью более 750 000 человек. На втором уровне располагаются столичные муниципалитеты - это города-столицы провинций (илей), где проживает менее 750 000 человек. Далее идут районные муниципалитеты, которые образуют районы внутри городов или провинций. Наконец, четвертый уровень - городские муниципалитеты, образованные в рамках городских поселений.
Примечательно, что только 15 процентов государственных служащих в стране работают в структуре местных администраций. Остальные 85 процентов относятся к центральному правительству. Такая пропорция особенно выделяется на фоне других стран, где институт федерализма также не укоренен. Например, во Франции, которая выступала для Мустафы Кемаля Ататюрка как ролевая модель по воплощению в жизнь институционального устройства, 45 процентов всех госслужащих работают на уровне центрального правительства. Ещё более заметный контраст наблюдается с Швецией - ещё одним унитарным государством. Здесь 85 процентов государственных служащих работают в местных административных учреждениях.
Тем не менее, нынешние муниципальные выборы в Турции важны по нескольким причинам. Во-первых, это показатель того, насколько сильно граждане в принципе доверяют политическим институтам (об этом говорит, прежде всего, явка). 84 процента всего электората пришли на участки для голосования - такой результат, демонстрирует, что люди не потеряли веру в возможность посредством выборов что-то поменять. Во-вторых, электоральный механизм выступает в качестве важного индикатора общественных настроений. И здесь приходится констатировать в очередной раз тот факт, что страна остаётся разделённой на два лагеря - религиозный и светский. Этот мировоззренческий конфликт также дополняется этнонациональным компонентом в виде курдского вопроса. Таким образом, последние институциональные трансформации в виде учреждения президентской системы и попадание в зону турбулентности, коей выступала попытка военного переворота в 2016 году, практически не изменили сущность турецкой политики.