В 1965 году Бундесвер получил первый танк собственной разработки – Leopard. Машина обладала отличной 105-мм пушкой и хорошей подвижностью. Правда, защищенность оставляла желать лучшего. Посему, практически сразу начались работы над совершенствованием танка, которые в 1979 году привели к новому ОБТ – Leopard 2.
Новый танк получил 120-мм гладкоствольную пушку и комбинированное бронирование, а 1500-сильный дизель MB 873 наделил 55-тонную машину достойной проходимостью. На протяжении 40 лет танк постоянно модернизируют, доводя основные параметры до требований времени. Это, вкупе с большим тиражом выпуска, сделало Leopard 2 самым распространенным зарубежным танком третьего поколения. На данный момент он эксплуатируется в 22 странах.
Танк создан по классической компоновке: отделение управления – впереди, за ним – боевое, а в корме – моторно-трансмиссионное. Экипаж состоит из четырех человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира. В сегодняшнем тексте мы рассмотрим Leopard 2 глазами его экипажа. И увидим то, что видят танкисты Бундесвера на примере версии Leopard 2A6.
Механик-водитель (Fahrer)
Водитель Leopard 2A6 расположен в отделении управления справа. Слева от него расположилась боеукладка. Для обзора используется камера заднего вида и три призменных прибора наблюдения (два – в люке, один – в корпусе). По немецкой традиции, вместо рычагов управления установлен «руль».
Под пятой механика-водителя «Леопарда» находятся органы управления 1500-сильным дизелем V12, спаренным с 4-ступенчатой гидромеханической АКПП. Этот арсенал позволяет 62,3-тонной машине достигать скорости в 72 км\ч по шоссе (46 км\ч – средняя скорость), а запас хода достигает 550 километров.
Несмотря на внушительные размеры и массу, танк преодолевает 1,1-метровую стенку и поднимается на 30-градусный подъем.
Наводчик (Richtschützen)
Оператор 120-мм гладкоствольного орудия Rheinmetall Rh-120\L55 расположен справа от казенной части пушки. Перед ним расположен окуляр основного лазерного прицела-дальномера EMES 15 с тепловизионным каналом. А слева находится вспомогательный прицел FERO Z-18. Справа от прицелов находится пульт системы управления огнем, а под ними – «джойстик» наведения орудия и датчик положения башни.
Интересно, что на последних «Леопардах» наводчик ведет стрельбу (помимо «дуэльных» ситуаций), лишь по целеуказанию командира. Также в его задачи входит управление башней при движении в ограниченном пространстве.
Заряжающий (Ladeschütze)
Самая неблагодарная позиция в экипаже Leopard 2A6 расположена в башне – слева от казенной части орудия. Ему доступно две боеукладки: в забашенной нише, и у ног – слева от мехвода. Также заряжающий отвечает за перезарядку спаренного пулемета MG-3 и турельной установки FlaMG (тот же MG-3 у люка заряжающего – теоретически, зенитный).
Основной боеприпас нового танка – 120-мм БОПС DM53, весом в 21 килограмм. За счет удлиненного на 1,3 метра ствола пушки L55, начальная скорость полета снаряда выросла до 1750 м\с.
Командир (Kommandant)
Командир экипажа Leopard 2A6 расположен в задней части башни – за наводчиком. Вокруг его люка расположено шесть призменных прибора наблюдения. Его основным инструментом остается панорамный прицел PERI R-17, позволяющий осуществлять круговой обзор вне зависимости от положения башни. Прибор оснащен тепловизионным каналом.
Справа от окуляра панорамного прицела находится дисплей. На него можно вывести изображение с камеры, или преобразовать картинку с прицела наводчика. Также за спиной командира расположена цифровая радиостанция SEM 90.
И напоследок - небольшое видео с дня открытых дверей одной из немецких частей, где публике демонстрируется динамика Leopard 2A6.