Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Внутри немецкого танка Leopard 2A6

В 1965 году Бундесвер получил первый танк собственной разработки – Leopard. Машина обладала отличной 105-мм пушкой и хорошей подвижностью. Правда, защищенность оставляла желать лучшего. Посему, практически сразу начались работы над совершенствованием танка, которые в 1979 году привели к новому ОБТ – Leopard 2.

Начиная с версии 2A5 на башню танка устанавливают модули навесной брони. Предположительно, это комбинированная броня с элементами NERA (сталь-вольфрам-керамика)
Начиная с версии 2A5 на башню танка устанавливают модули навесной брони. Предположительно, это комбинированная броня с элементами NERA (сталь-вольфрам-керамика)

Новый танк получил 120-мм гладкоствольную пушку и комбинированное бронирование, а 1500-сильный дизель MB 873 наделил 55-тонную машину достойной проходимостью. На протяжении 40 лет танк постоянно модернизируют, доводя основные параметры до требований времени. Это, вкупе с большим тиражом выпуска, сделало Leopard 2 самым распространенным зарубежным танком третьего поколения. На данный момент он эксплуатируется в 22 странах.

Leopard 2A6 - последняя серийная модификация немецкого танка. Ее главным отличием стала пушка Rh-120 L\55 с увеличенной длиной ствола (на 11 калибров или 1,3 метра). Это позволило увеличить начальную скорость полета ОБПС до 1750 м\с
Leopard 2A6 - последняя серийная модификация немецкого танка. Ее главным отличием стала пушка Rh-120 L\55 с увеличенной длиной ствола (на 11 калибров или 1,3 метра). Это позволило увеличить начальную скорость полета ОБПС до 1750 м\с

Танк создан по классической компоновке: отделение управления – впереди, за ним – боевое, а в корме – моторно-трансмиссионное. Экипаж состоит из четырех человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира. В сегодняшнем тексте мы рассмотрим Leopard 2 глазами его экипажа. И увидим то, что видят танкисты Бундесвера на примере версии Leopard 2A6.

Масса обновленной машины возросла до 62 тонн, а стоимость одного экземпляра составляет  $5,7 млн (по ценам 2007 года).
Масса обновленной машины возросла до 62 тонн, а стоимость одного экземпляра составляет $5,7 млн (по ценам 2007 года).

Механик-водитель (Fahrer)

Верхняя часть перископов мехвода в люке. Еще один установлен в крыше корпуса - для обзора за левой частью
Верхняя часть перископов мехвода в люке. Еще один установлен в крыше корпуса - для обзора за левой частью
Вид на открытый люк мехвода. Можно заметить гнездо для подключения переговорного устройства и дисплей, на который выводится изображение с камеры заднего вида
Вид на открытый люк мехвода. Можно заметить гнездо для подключения переговорного устройства и дисплей, на который выводится изображение с камеры заднего вида

Водитель Leopard 2A6 расположен в отделении управления справа. Слева от него расположилась боеукладка. Для обзора используется камера заднего вида и три призменных прибора наблюдения (два – в люке, один – в корпусе). По немецкой традиции, вместо рычагов управления установлен «руль».

Перед механиком-водителем находится штурвал, на колонке которого расположена рукоять управления трансмиссией. Слева - поворотная рукоять открытия люка
Перед механиком-водителем находится штурвал, на колонке которого расположена рукоять управления трансмиссией. Слева - поворотная рукоять открытия люка
Приборный щиток расположен на левой стенке. На нем расположены датчики давления технологических жидкостей, тахометр, спидометр и кнопки управления освещением и омывателями перископов.
Приборный щиток расположен на левой стенке. На нем расположены датчики давления технологических жидкостей, тахометр, спидометр и кнопки управления освещением и омывателями перископов.

Под пятой механика-водителя «Леопарда» находятся органы управления 1500-сильным дизелем V12, спаренным с 4-ступенчатой гидромеханической АКПП. Этот арсенал позволяет 62,3-тонной машине достигать скорости в 72 км\ч по шоссе (46 км\ч – средняя скорость), а запас хода достигает 550 километров.

Вид на поднятый окуляр перископических приборов наблюдения
Вид на поднятый окуляр перископических приборов наблюдения
Под окуляром перископов расположено зеркало. Оно необходимо для движения по указаниям командира в условиях радиомолчания
Под окуляром перископов расположено зеркало. Оно необходимо для движения по указаниям командира в условиях радиомолчания

Несмотря на внушительные размеры и массу, танк преодолевает 1,1-метровую стенку и поднимается на 30-градусный подъем.

Рычаг активации экстренного торможения, расположенный справа от водителя.
Рычаг активации экстренного торможения, расположенный справа от водителя.
Общий вид на рабочее пространство механика-водителя.
Общий вид на рабочее пространство механика-водителя.

Наводчик (Richtschützen)

-12
Вид на открытый люк наводчика
Вид на открытый люк наводчика

Оператор 120-мм гладкоствольного орудия Rheinmetall Rh-120\L55 расположен справа от казенной части пушки. Перед ним расположен окуляр основного лазерного прицела-дальномера EMES 15 с тепловизионным каналом. А слева находится вспомогательный прицел FERO Z-18. Справа от прицелов находится пульт системы управления огнем, а под ними – «джойстик» наведения орудия и датчик положения башни.

Джойстик наведения орудия. Над ним - указатель положения башни
Джойстик наведения орудия. Над ним - указатель положения башни
Основной бинокулярный прицел EMES-15 c 12-кратным приближением и углом зрения в 5 градусов днем. Прицел стабилизирован двух плоскостях. Справа расположен пульт управления огнем
Основной бинокулярный прицел EMES-15 c 12-кратным приближением и углом зрения в 5 градусов днем. Прицел стабилизирован двух плоскостях. Справа расположен пульт управления огнем

Интересно, что на последних «Леопардах» наводчик ведет стрельбу (помимо «дуэльных» ситуаций), лишь по целеуказанию командира. Также в его задачи входит управление башней при движении в ограниченном пространстве.

Слева от основного прицела установлен вспомогательный - оптический прицел FERO Z-18 с кратностью х8 и 10-градусным углом зрения.
Слева от основного прицела установлен вспомогательный - оптический прицел FERO Z-18 с кратностью х8 и 10-градусным углом зрения.
Пульт управления стабилизатором, расположенный справа от наводчика.
Пульт управления стабилизатором, расположенный справа от наводчика.

Заряжающий (Ladeschütze)

У  люка заряжающего смонтирован пулемет MG-3 на зенитной турели (FlaMG)
У люка заряжающего смонтирован пулемет MG-3 на зенитной турели (FlaMG)
Вид на боевое отделение с места заряжающего. Слева виднеется радиооборудование командира, справа - лючок боеукладки в забашенной нише
Вид на боевое отделение с места заряжающего. Слева виднеется радиооборудование командира, справа - лючок боеукладки в забашенной нише
Вид на место заряжающего с позиции механика-водителя. Преимуществом габаритов леопарда стало относительно простое перемещение между отделением управления и башней
Вид на место заряжающего с позиции механика-водителя. Преимуществом габаритов леопарда стало относительно простое перемещение между отделением управления и башней

Самая неблагодарная позиция в экипаже Leopard 2A6 расположена в башне – слева от казенной части орудия. Ему доступно две боеукладки: в забашенной нише, и у ног – слева от мехвода. Также заряжающий отвечает за перезарядку спаренного пулемета MG-3 и турельной установки FlaMG (тот же MG-3 у люка заряжающего – теоретически, зенитный).

-21
Слева от механика водителя (у ног заряжающего) расположена боеукладка первой очереди на 19 выстрелов
Слева от механика водителя (у ног заряжающего) расположена боеукладка первой очереди на 19 выстрелов
Вид на снаряды в задней части башни
Вид на снаряды в задней части башни

Основной боеприпас нового танка – 120-мм БОПС DM53, весом в 21 килограмм. За счет удлиненного на 1,3 метра ствола пушки L55, начальная скорость полета снаряда выросла до 1750 м\с.

Казенная часть 120-мм орудия с места заряжающего
Казенная часть 120-мм орудия с места заряжающего
Гнездо для подключения переговорного устройства, и пульт его управления.
Гнездо для подключения переговорного устройства, и пульт его управления.

Командир (Kommandant)

Вид на место командира через башенный люк
Вид на место командира через башенный люк
Сложенное сидение командира глазами мех-вода
Сложенное сидение командира глазами мех-вода
Пульт управления дымовыми мортирами расположен у командира
Пульт управления дымовыми мортирами расположен у командира

Командир экипажа Leopard 2A6 расположен в задней части башни – за наводчиком. Вокруг его люка расположено шесть призменных прибора наблюдения. Его основным инструментом остается панорамный прицел PERI R-17, позволяющий осуществлять круговой обзор вне зависимости от положения башни. Прибор оснащен тепловизионным каналом.

Радиооборудование на задней стенке башни - за спиной командира
Радиооборудование на задней стенке башни - за спиной командира
На дисплей может выводиться изображение с камеры заднего вида, ли дублироваться информация наводчика. Слева от дисплея - окуляр панорамного прицела PERI R-17A1 c кратностью х2 и х8 и углом поля зрения в 28 градусов
На дисплей может выводиться изображение с камеры заднего вида, ли дублироваться информация наводчика. Слева от дисплея - окуляр панорамного прицела PERI R-17A1 c кратностью х2 и х8 и углом поля зрения в 28 градусов
Прицельная сетка командирского прибора PERI R-17
Прицельная сетка командирского прибора PERI R-17

Справа от окуляра панорамного прицела находится дисплей. На него можно вывести изображение с камеры, или преобразовать картинку с прицела наводчика. Также за спиной командира расположена цифровая радиостанция SEM 90.

И напоследок - небольшое видео с дня открытых дверей одной из немецких частей, где публике демонстрируется динамика Leopard 2A6.

Спасибо за внимание! Если текст вам понравился, то поставив лайк, вы сделаете доброе дело. Для корректив, аргументированной критики и дополнений – прошу в комментарии. А по ссылкам ниже – тексты с иными «виртуальными экскурсиями» по внутренностям легендарных танков: