Найти тему
Метагазета

Порошенко может повторить трюк Ельцина

В первом туре Петра Порошенко обошел комик Зеленский
В первом туре Петра Порошенко обошел комик Зеленский
После первого тура выборов президента Украины Петру Порошенко нужно повторить подвиг Бориса Ельцина в 1996 году — но его конкуренту Владимиру Зеленскому придется еще труднее. Он будет искать политической поддержки среди людей, которые с легкостью оставят его в дураках.

Украинские выборы президента в минувшее воскресенье закончились ровно так, как прогнозировали большинство наблюдателей — вторым туром, в котором компанию действующему президенту Петру Порошенко составит комик Владимир Зеленский. Точнее было бы сказать, это Порошенко составит компанию Зеленскому, так как артист получил в первом туре почти вдвое больше голосов, чем действующий президент. По итогам обработки около 60% бюллетеней комик набирает 30%, а президент — чуть больше 16%, эти значения почти не изменяются с начала подсчета голосов, примерно такие же числа показывали все экзит-поллы, так что, по всей видимости, с такими результатами подсчет и завершится.

Принцесса на газу

Третье место — у экс-премьера Украины Юлии Тимошенко с 13% голосов. Именно Тимошенко и ее партия «Батькивщина» громче всего в день голосования кричали о нарушениях, что вполне объяснимо: процент голосов, набранный «газовой принцессой», сделал ее ключевым игроком во втором туре. Поддержку избирателей Тимошенко теперь сможет выгодно обменять кому-то из победителей на обещание высокого поста и можно не сомневаться, что здесь она постарается своего не упустить.

Депутат Рады Мустафа Найем, к примеру, почти сразу после закрытия избирательных участков сообщил через Telegram, будто слышал о том, что Юлия Тимошенко договаривается с Владимиром Зеленским о кресле премьер-министра для себя. Вполне правдоподобно — правда, такие вбросы вполне могут исходить из штаба Тимошенко с целью шантажа Петра Порошенко.

Ни себе, ни другим

Еще два кандидата, набравшие достаточно весомое для политического торга количество голосов — Анатолий Гриценко (чуть более 7%) и Юрий Бойко (11,5%). Гриценко, возглавляющий партию «Гражданская позиция», впрочем, уже объявил, что не поддержит ни Порошенко «ни при каких условиях», ни Зеленского. Вероятно, он полагает, что такая позиция поможет его партии на предстоящих осенью парламентских выборах — Гриценко планирует собирать коалицию, которая очевидно станет оппозиционной к любому президенту (в Верховной Раде вообще быть оппозиционером куда выгоднее, чем пропрезидентским политиком). Что касается Юрия Бойко, то лидер пророссийской «Оппозиционной платформы» Порошенко наверняка поддерживать не станет по умолчанию. С другой стороны, «поддержка» кого-то другого пророссийским кандидатом вполне может стать для поддержанного настоящей миной.

Новый «Майдан»

Сами выборы прошли не сказать чтобы совсем без скандалов — даже официально полиция отчиталась о 1768 полученных заявлениях о нарушениях. На незаконную агитацию жаловались 122 раза, фотографирование бюллетеней — 109 раз, подкуп избирателей — 40 раз; возбуждено почти два десятка уголовных дел. Впрочем, «массовыми» нарушения не называет ни один из кандидатов, во всяком случае, настолько массовыми, чтобы они тянули на новый «майдан». Нет пока и видимых проявлений российских провокаций, о которых предупреждали спецслужбы накануне выборов.

«Майдан» — реакция на неожиданный поворот, на резкое несоответствие желаемого и полученного массами, а в данном случае выборы прошли приблизительно так, как все ожидали. Судя по данным, как соцопросов, так и результатов первого тура, такого радикального расслоения, как в 2004 году, в Украине на этот раз не наблюдается. Хотя до 21 апреля, когда состоится второй тур, избирателей, если постараться, вполне можно довести до такого же состояния, но это игра с непредсказуемым результатом для самих организаторов.

Трюк Ельцина

Картина, в которой действующий президент догоняет претендента, нетипична — чаще бывает наоборот — но все же встречается. В первую очередь можно вспомнить выборы президента России 1996 года, когда Борису Ельцину во втором туре удалось сделать, казалось, невозможное, обойдя Геннадия Зюганова при чрезвычайно низком стартовом рейтинге. Говорят, что именно тогда в России честные выборы и похоронили (даже Дмитрий Медведев как-то раз публично признал, что выборы в пользу Ельцина сфальсифицировали).

Интересно, удастся ли провернуть такой же трюк и Петру Порошенко. В этом смысле Владимир Зеленский в виде оппонента для него куда удобней, чем та же Юлия Тимошенко — та в случае поражения точно бы вывела людей на митинги, Зеленский же говорил, что «майданов» устраивать не собирается. Хотя учитывая его связи с олигархом Игорем Коломойским, враждующим с Порошенко, никаких гарантий тут, конечно, никто не даст.

Партийная борьба

Но еще интереснее будет развитие событий после выборов. Выборы 1996 года в России привели к противостоянию Госдумы и исполнительной власти — в Украине же парламентские баталии традиционно куда более яростны, а к осенним выборам в Раду картина сложится и вовсе горячая. Уже сейчас стало видно, что «Блок Петра Порошенко» не сможет рассчитывать на убедительную победу (а если Порошенко проиграет, то блок не факт, что и доживет до выборов) — но у Владимира Зеленского-то партии и вовсе нет, если не считать символическую партию «Слуга народа», от которой артист формально был выдвинут.

В промежутке между турами Зеленский, вероятнее всего, начнет сколачивать свою политическую силу, но перспективы ее заранее туманны — партия Виктора Ющенко «Наша Украина», к примеру, ведущей силой в Раде, мягко говоря, так и не стала, правительство пришлось отдать Юлии Тимошенко. Наверняка услуги «Батькивщины» предложит теперь уже Зеленскому все та же Тимошенко, как бы в обмен на премьерское кресло — и тогда он в случае победы рискует стать марионеткой в ее руках.

Президентские выборы почти для всех участников в первую очередь были лишь проверкой сил перед парламентскими — и все они сейчас начнут примерять различные варианты коалиций. Существует и вероятность того, что Порошенко, предчувствуя поражение, вообще затеет очередную реформу с передачей власти парламенту, которую депутаты с удовольствием поддержат — а новый президент в итоге останется лицом к лицу с парламентом, набитым опытнейшими интриганами.