Найти в Дзене
Африканистика

Жрецы и царицы ведьм. Как живут африканские женщины, обвиненные в колдовстве?

Оглавление

Если вы до сих пор думали, что последняя кого обвинили в колдовстве и сожгли на костре – это Жанна Д`Арк, то вы глубоко ошибаетесь.

В ноябре 2010 года 72-летнюю жительницу Ганы Аму Хемму заподозрили в применении колдовства, облили бензином и подожгли в портовом городе Тема. Перед судом тогда предстали шесть человек: среди них оказались евангелический священник и учительница.

Думаете, что-то изменилось после этого случая? Да не особо. Конечно же, преступление привлекло правозащитников, более того, в 2014 году правительство Ганы заявило, что направит все силы, чтобы предотвратить подобные случаи (об этом чуть позже). Однако дело не только в Гане.

В 2016 году полиция Центральной провинции Замбии зарегистрировала 23 убийства пожилых людей, обвиненных в колдовстве, 18 из них были убиты родственниками.

В 2017 году члены семьи похоронили заживо 80-летнюю Джин Бангве, обвинив ее в колдовстве. После этого семья вернулась в деревню и отметила удачное завершение дела.

И это происходит не в XV веке, а в XXI.

Возникает логичный вопрос: кто и как вычисляет этих самых ведьм?

Чтобы началась травля, порой хватает одного слова. Плохой урожай, эпидемия, неудача – любого повода достаточно, чтобы начать искать виновного, причем этим занимаются даже образованные народы.

На самом деле, ведьмой может оказаться каждая женщина, а иногда и мужчина. Все зависит на полном серьезе от курицы.

Подозреваемых проверяют по старинке: деревенский жрец отрезает курице голову и швыряет обезглавленную тушку на землю. Если тушка падает не на живот, то подозреваемая причастна к колдовству.

Могут ли ведьмы спастись от казни?

-2

Могут. В XIX—XX веках в Гане были созданы специальные «Лагеря ведьм». Именно в этих лагерях и только в них, те, кого обвинили в колдовстве, могут найти приют.

Сейчас в Гане шесть лагерей:

Гушегу (Gushegu), Набули (Nabuli), Кпатинга (Kpatinga), Гамбага (Gambaga), Гнани (Gnani), Кукуо (Kukuo). Всего в лагерях живёт около тысячи человек.

Все лагеря, кроме Гушегу, управляются жрецами. В каждом лагере есть свой лидер – «царица ведьм».

источник фото bigpicture.ru
источник фото bigpicture.ru

Чтобы поселиться в «Лагере ведьм», нужно заплатить 40 долл. вступительного взноса шаману, который при помощи заклинаний, амулетов и опять-таки курицы обезвредит «ведьму», и только тогда все успокоятся. Кстати, в любом случае, обвиняемую в тяжком грехе привести в лагерь обязан кто-то из родственников, иначе ее никто не пустит.

Когда женщину обвиняют в колдовстве, то чаще всего она вынуждена бежать вместе со своими детьми, поэтому детей в таких лагерях довольно много. Более 500 детей не имеют возможности получить какое-либо образование. Иногда к «ведьмам» приезжают их родственники и остаются в лагере жить.

Жители лагеря получают жильё, работу, занимаются сельским хозяйством, заводят новые семьи.

Любопытно, что подобные лагеря существуют еще и за счет журналистов. Место очень любопытное и привлекает репортеров, однако, при въезде на территорию лагеря журналисту выдается прайс, в котором по пунктам прописано, сколько стоит фотосъемка или интервью с местными старожилами на тему тяжкой доли ганской женщины. Колдовство колдовством, а с маркетингом жрецы знакомы неплохо. Жителям лагеря часто помогают некоммерческие организации.

Что будет дальше с «лагерями ведьм»?

20 декабря 2014 года правительство Ганы закрыло один из лагерей для ведьм в Боньяси. В лагере содержались без суда и следствия 55 женщин из разных регионов Ганы в возрасте от 48 до 90 лет, обвинённые в чёрной магии и колдовстве. Правительство Ганы заверяет, что продолжит переговоры с лидерами племен относительно упразднения остальных лагерей, однако, это лишь крохотный шаг к защите прав человека.

Последнее время в ООН очень популярна борьба с дискриминацией и насилием, однако, тема «лагерей для ведьм» освещается слабо. В 2017 году вышел фильм Рунгано Ниони «Я не ведьма» о девочке, обвиненной в ведьмовстве. Фильм художественный, однако, достаточно хорошо раскрывает отношение в африканских общинах к колдовству.