Экскурсия на главный нефтезавод России, омский НПЗ
Мало кто из омичей задумывается сейчас о том, что Омский НПЗ, запланированный к строительству еще в 1949 году, не мог быть ориентирован на тюменскую нефть, ее просто еще не открыли на тот момент. Место для завода выбирали из-за невозможности достичь его тогдашними бомбардировщиками США. Занимался заводом лично Л.П. Берия. Для снабжения построили нефтепровод из Башкирии. И только потом, в 60-е, завод как бы «случайно» оказался в самом стратегически удобном месте, получив готовые месторождения у себя под боком. И стал крупнейшим в стране.
Причем вклад НПЗ в экологию зачастую невидим, более того - он вносится каждым из нас! О чем речь? НПЗ на год раньше необходимого срока полностью перешел на выпуск моторного топлива стандарта «Евро-5». А по сравнению с «Евро-4» в нем в 5 раз меньше серы. Т.е. наши автомобили с лета 2015 года выбрасывают в 5 раз меньше серы и ее оксидов в атмосферу. Удалось этого достичь, в том числе благодаря вот этой новейшей установке гидроочистки бензинов и дизтоплива (последняя чуть в глубине). Пусть, кстати, никого не смущает приставка «гидро». Это не вода, а водород.
Что касается улучшений на промплощадке, то тут работа идет в непрерывном режиме. Так, на установке кокса доработали узел утилизации паров, в результате в 7 раз снизились испарения сероводорода. Более чем в 10 раз сократились испарения битума после появления новой ж/д эстакады герметичного налива. На 80% сократились испарения щелочи и кислоты после модернизации склада реагентов.
«Изомалк-2» – уникальная установка хотя бы тем, что это полностью российский проект. Производит она изомеризат – будущий компонент товарного бензина, 800 тыс. тонн в год.
Полную схему процесса нефтепереработки на ОНПЗ вы можете увидеть ниже. А вон чуть правее и зелененькие колонны «Изомалка».
Выяснилось, что нефтезавод, как был зарегистрирован в Омске, так и остался. Налоги в бюджет Омска и области платит исправно, за 2015 год было внесено 3,59 млрд рублей. Завод оказывает «Газпром нефти» услуги по переработке. И нефть, и готовая продукция – собственность ПАО «Газпром нефть». Со времен «Сибнефти» переработка выросла на треть, и сегодня ОНПЗ - лидер в РФ как по объему переработки (почти 20,9 млн т., это 99% загрузка мощностей)), так и по глубине переработки (91,72%). Тем более удивительно, что при возросшей переработке воздействие ОНПЗ на окружающую среду снизилось на 36%. Как подсказал Олег Германович, на ОНПЗ сейчас реализуется грандиозный проект – развитие производства катализаторов на основе оксида алюминия. ОНПЗ и раньше их производил, но теперь, в свете импортозамещения, речь идет об объемах для всей отрасли. Омск является флагманом в этом вопросе по одной простой причине – у нас находится профильный Институт проблем переработки углеводородов, бывший НИИ катализа. И мы пошли туда!
В присутствии катализатора на установке каталитического крекинга нефть перерабатывается гораздо глубже, поэтому без этих катализаторов – никуда. Их стоимость – около 4,5 тыс. у.е. за тонну. Когда заработает у нас масштабное производство, все заводы смогут покупать необходимый компонент в Омске.
А наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь, вам было интересно и полезно узнать немного больше про наш нефтезавод.
Оригинал поста https://omchanin.livejournal.com/1810170.html