Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Что такое "прямое кино"

Оглавление

Прямое кино (Direct cinema) – революционное направление документального кино, возникшее в Канаде в 1958, сильно повлиявшее на французское синема верите и американскую документалистику шестидесятых-семидесятых. Для прямого кино характерна всего одна обязательная заповедь: режиссёр не должен вмешиваться в события, которые фиксирует и как-то демонстрировать отношение к ним. Все остальные «правила» направления: отсутствие закадрового голоса, интервью героев режиссёру, съёмки ручной камерой, применение приёмов авторского кино, могут как соблюдаться, так и не соблюдаться. Важно отметить, что полностью «прямых» фильмов в вакууме не существует, нельзя с помощью лекальной линейки взять и измерить тот или иной фильм, определив степень отклонения от «прямоты». Под прямым кино логичнее понимать канадско-американскую документалистику шестидесятых, стремящуюся запечатлеть вещи и явления сами по себе. К слову, прямое кино вдохновило немало постановщиков, работающих в жанре реконструкторской докудрамы, от Питера Уоткинса до Пола Гринграсса, взявших на вооружение многие приёмы направления: съёмки ручной камерой, отстранённый взгляд на события, дотошность в демонстрации как важных, так и второстепенных черт явления, попавшего в центр режиссёрского внимания.

5 прямых и почти прямых фильмов

Безумцы Титиката (Titicut Follies) 1967, режиссёр – Фредерик Вайсман

Дебютный и один из лучших фильмов Вайсмана. Исследование психиатрической клиники строгого режима – отличный документ эпохи, из которого многое понятно не только о состоянии дел в американской психиатрии, но и об американском обществе эпохи вообще.

Вудсток (Woodstock) 1970, режиссёр – Майкл Уодли

-2

Этот шедевр американской кинодокументалистики, к монтажу которого приложил руку Мартин Скорсезе, не принято относить к прямому кино – здесь, о ужас, присутствуют интервью. Но лучшие сцены этой хроники самого известного музыкального фестиваля в истории сняты в соответствии с заповедями прямого кино. За 6 часов экранного времени зритель наблюдает как то, что начиналось как обычный музыкальный фестиваль постепенно превращается в сюрреалистический кошмар библейского размаха, настоящий «Апокалипсис сегодня».

Приказы (Les ordres) 1974, режиссёр – Мишель Бро

-3

Мощнейшая докудрама, снятая одним из идеологов прямого кино Мишелем Бро, реконструирует хронику подавления квебекского сепаратизма в 1970. С какой точки зрения не посмотри на «Приказы», увидишь выдающееся произведение: образцовый политический фильм, лучший художественный фильм прямого кино, вдохновенная пропагандистская работа.

Благосостояние (Welfare) 1975, режиссёр – Фредерик Вайсман

-4

В этом фильме Вайсман достигает настоящих вершин мастерства и режиссёрской зрелости, как любят выражаться отдельные критики. Камера подглядывает за работой отделения американской системы социального обеспечения, демонстрируя множество забавных и трагических сценок, которые складываются в картину, на фоне которой кафкианские кошмары выглядят как сказка на ночь.

Серые сады (Grey Gardens) 1975, режиссёры – Эллен Ховди, Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес, Маффи Мейер

-5

Братья Мэйлсес снимают историю настолько невероятную, что при первом просмотре возникает ощущение, что смотришь пародийное мокьюментари. Но, нет, реален и полуразрушенный особняк и две его обитательницы, обедневшие представительницы высшего света США (тётя и кузина вдовы Джона Кеннеди). История дикая, забавная и наводящая на мысль, что именно так может выглядеть настоящий постапокалипсис.

5 ключевых фигур прямого кино

Мишель Бро – основатель квебекской школы прямого кино начал снимать документальные короткометражки, выдержанные в строгом соответствии с правилами течениями, на базе Канадского национального управления кинематографии. В будущем снимал и короткий, и полный метр. Создавал документальное и документально-постановочное кино.

Жиль Гру – соратник Мишеля Бро и не последняя фигура в Квебекском кино. Работал и в документалистике, и как постановщик игровых фильмов (наример, «Кот в мешке»).

Д.А. Пеннебейкер – крупный представитель течения и последовательный хроникёр контркультуры шестидесятых. Один из пионеров жанров рок-документалистики и фильма-концерта, стоявший за камерой таких знаковых полотен, как «Не оглядывайся», фильма, увековечившего в целлулоиде британский тур Боба Дилана, и «Зигги Стардаста и пауков с Марса», ленты, немало сделавшей для превращения Дэвида Боуи в поп-культурную икону.

Альберт и Дэвид Мэйслес – братья, самые известные «прямые» документалисты по южную сторону от канадо-американской границы. Пришли к успеху в конце шестидесятых-начале семидесятых, последовательно сняв «Коммивояжёра» (всё, что вы хотели спросить о продавцах Библий, но боялись спросить), «Дай мне кров» (запечатлённое на киноплёнку свидетельство концерта Rolling Stones в Олтамонте, по мнению многих, ставшего закатом эпохи хиппи) и свой главный шедевр «Серые сады». Много снимали и в дальнейшем, но ничего подобного трилогии по художественной силе и мощи воздействия на зрителя создать не смогли.

Фредерик Вайсман – настоящая глыба американского документального кино. Несмотря на то, что главные фильмы Вайсмана подпадают под определение прямого кино, сам он от любых классификаций всячески открещивался, полагая их грубым упрощением. Неутомимый исследователь разных аспектов американской действительности, он проникал со своей камерой в психлечебницу («Безумцы Титиката»), среднюю школу («Средняя школа»), суд по делам несовершеннолетних («Суд по делам несовершеннолетних»), посвящал работы проблемам домашнего насилия («Домашнее насилие 1-2») и раковым заболеваниям («При смерти»). На старости лет сосредоточился на более спокойных и позитивных темах: стрип-клубе («Дикая лошадь»), муниципальной библиотеке («Экслибрис: Нью-Йоркская публичная библиотека») и национальной галерее («Национальная галерея»).