Найти тему

РЕФОРМА ПО-ГОГОЛЮ: УРОКИ БЕЗ УЧЕБНИКОВ, КАРТЫ-ПАЗЛЫ, УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ О НАРОДАХ И СТРАНАХ

Оглавление

Последние лет 10 учителя и родители спорят об идеальном учебнике по географии. Но мало кто знает: первый, кто задумался над грамотным преподаванием этого предмета – великий русский писатель Николай Гоголь. В 1831 году, первого января, первый в новом году выпуск «Литературной газеты» удивил статьей классика с названием «Мысли о географии». А рядом приписка: «Для детского возраста».

Известно, что Николай Васильевич горел желанием написать целую детскую книгу о географии. Классик считал эту науку самой важной для молодёжи и самой сложной для преподавания. Однако в полной мере осуществить свой замысел он не смог. Сейчас можно прочесть лишь небольшие отрывки этой книги: о морозной русской зиме и северных народах.

«Детский возраст есть еще одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию. Он всего требует, всё хочет узнать. Его более всего интересуют отдаленные земли: как там? что там такое? какие там люди? как живут — эти вопросы стремятся у него толпою, и все они относятся прямо к физической географии, и потому мир в его физическом состоянии — величественный, роскошный, грозный, пленительный — должен более и обширнее занять его», -

этот отрывок «Мыслей о географии» характеризует цели, которые преследовал Гоголь в своих рассуждениях. Утолить детскую жажду знаний просто, но не каждый учитель может выбрать для этого правильный способ. Николай Васильевич утверждал, что преподавание географии его современников ошибочно чуть ли не с первых уроков. Как можно делить на полушария, части света, преподавать все по частям еще и в форме бурного, бесконечного потока информации?

Урок в земской школе. Фото с сайта wikipedia.org
Урок в земской школе. Фото с сайта wikipedia.org

Кстати, понять необходимость введения другого преподавания географии Николаю Гоголю помогли его мистические произведения. Как-то писатель увидел мальчика, который слушал страшную сказку. В его глазах постепенно появлялся испуг, зубы дрожали, а пальцы сжимались – ребенок словно из слушателя превратился в героя и сам пережил все то, что было описано на страницах книги. Мальчику было интересно, с каждым словом он хотел больше! «Неужели нельзя задобрить такого внимания в пользу науки?», - сетует писатель на страницах своей статьи.

«Мысли о географии» с ног на голову переворачивают все принципы работы учителя. Хотя бы потому, что Гоголь настаивает на преподавании географии без книг – перед глазами ученика может быть лишь карта.

Никаких лишних слов и нравоучений: книга может лишь помешать усвоению материала. Только визуальные, яркие образы и обязательное подкрепление географии другими обязательными науками, с которыми она тесно соприкасается. Тогда, по мнению писателя, в голове ребенка отложится не нудный набор нравоучений. В его голове будет целый мир.

«Фигура земли прежде всего должна удержаться в его памяти», - вот результат способа обучения, который предложил Гоголь. Зачем заставлять ребенка чертить бестолковые карты, прорисовывая все, до мелочей? Важные подробности скорее всего забудутся, едва ученик отложит карандаш. Николай Гоголь считает, что куда лучше дать ребенку простую карту, где будут белая вода и черная земля. Такой контраст, что называется, бросится в глаза и отложится в голове.

«Процесс и расселение растительной силы по земле должно показать на карте лестницею градусов: где растение юга — хозяин, куда перешло оно как гость, под каким градусом умирает, где начинается растение севера, где и оно наконец, гибнет, прозябение прекращается, природа обмирает в объятиях студеного океана и чудный полюс закутывается недоступными для человека льдами. Таким же образом и расселение животных».
Карта мира 1707 года типографии В.О. Киприянова
Карта мира 1707 года типографии В.О. Киприянова

Николай Гоголь так правильно и точно пишет обо всех областях географии, что невольно закрадывается сомнение: а, может, он и не писатель вовсе? Эту профессию выдают лишь яркие обороты, которые делают статью наполовину художественной.

«Мысли о географии» рассказывают обо всем: горы, почвы, растения, климат – ничто не остается за пределами книги. Даже вымершие народы и виды: их писатель предлагает обязательно описывать, чтобы ребенок помнил об их существовании.

Рассуждения о педагогике тоже поражают. Советы по преподаванию настолько глубокие, что создается ощущение, будто их писал умудренный опытом педагог. Хотя Гоголю в момент написания «Мыслей о географии» было чуть больше двадцати.

«Величину земель, государств, никогда нельзя заучивать исчислением квадратных миль. Нужно только смотреть на карту — вот одно средство узнать ее. Не мешало бы вырезать каждое государство особенно, так, чтобы оно составляло отдельный кусок и, будучи сложено с другими, составило бы часть мира. Тогда будет видима и величина их и форма».

В письмах друзьям Гоголь писал, что нужно не мертвое, а живое изображение России: чтобы она говорила о себе сама живым русским слогом, а не чтобы ребенок познавал ее через призму мышления гувернера-иностранца. Кто знает, может, если бы его книга вышла в свет, к географии сейчас было бы совсем другое отношение. Другая дорога – наверное, так сказал бы сам Гоголь. Сегодня, кстати, 210 лет со дня его рождения.

Ещё больше интересных материалов на официальном сайте Русского географического общества.