Найти тему
Справочник кинопижона

Боди-хоррор

Оглавление

Боди-хоррор (Body Horror) – самый изысканно-перверсивный субжанр фильмов ужасов. В центре сюжета не самые приятные телесные трансформации героя с акцентом на физиологических подробностях. Типичные ситуации: персонаж начинает гнить заживо, у персонажа отваливаются гениталии, персонажа сшивают с другим персонажем и другие радующие глаз настоящего фаната гнилостно-сочные развития основной идеи.

Страх телесной информации – распространенная вещь, поэтому хоррормейкеры просто не могли не обращаться к нему с начала кинематографа, но в качестве отдельного жанра боди-хоррор оформился в середине-конце семидесятых, благодаря в первую очередь творчеству Дэвида Кроненберга. Успех «Человеческих многоножек» показал, что жанр жив и на покой не собирается.

5 жанрообразующих телесных ужасов

Глаза без лица (Les yeux sans visage) 1959, режиссёр – Жорж Франжю

Классический французский хоррор и единственный подлинный шедевр в фильмографии Франжю (а, жаль, потенциал у режиссёра имелся, но остался не до конца раскрытым). История пластического хирурга-маньяка, который отлавливает привлекательных девушек с целью лишить последних шкурки лица. В отличие от доктора Франкенштейна интерес у него не только научный, но и личный – одержимый хирург хочет вернуть своей пострадавшей автокатастрофа дочери лицо.

Выводок (The Brood) 1979, режиссёр – Дэвид Кроненберг

-2

Низкобюджетный гнилостный хоррор с лёгким налётом сюрреализма, в котором фирменный стиль Кроненберга обрёл законченные формы. Именно в «Выводке» проявился интерес режиссёра к телесным трансформациям, характерный практически для всех его будущих картин.

Видеодром (Videodrome) 1983, режиссёр – Дэвид Кроненберг

-3

Классический хоррор, сочетающий технократическую антиутопию, заскоки реальности и странные модификации тела. Самая известная сцена: по итогам просмотра нового типа порнографии, известного как видеодром, у Джеймса Вудса на месте старого шрама на животе вырастает вагина, из которой Вудс извлекает пистолет. Милое кино, как вы уже сами догадались.

Муха (The Fly) 1986, режиссёр – Дэвид Кроненберг

-4

Хитовый ужастик восьмидесятых, основанный на классической фантастике 1958 года с Винсентом Прайсом в главной роли. Но если оригинал напоминал скорее расширенный эпизод «Сумеречной зоны», то фильм Кроненберга – совсем другая история. Настоящий гнилостно-сочный образец боди-хоррора, где у героя отваливается человеческие органы и появляются новые, не совсем человеческие. Любо дорого смотреть.

Кожа, в которой я живу (La piel que habito) 2011, режиссёр – Педро Альмадовар

-5

Снятый под явным влиянием «Глаз без лица» фильм Альмадовара рассказывают поучительную историю о добром хирурге (Антонио Бандерас), похитившем предполагаемого насильника своей дочери с целью насильственным путём сменить последнему пол. Загвоздка в том, что незадачливый доктор Франкенштейн постепенно влюбился в своё творение. Фильм не то чтобы страшный или мерзкий, каким должен быть по идее боди-хоррор: всё-таки Альмадовар не был бы Альмадоваром, если бы не показывал перверсии и сексуальное насилие с присущей только ему теплотой и нежностью, но на уровне сценария «Кожа, в которой я живу» – хрестоматийный представитель жанра.