За последнее столетие в биологических науках были сделаны большие открытия. Однако, атеисты и материалисты продолжают придерживаться той формулировки, которую Фридрих Энгельс (1820-1895) дал еще в позапрошлом веке: “Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой...” Эта формулировка не выдерживает вообще никакой научной критики по следующим пяти причинам.
Во-первых, она пытается раскрыть только лишь внешнюю форму жизни, способ ее внешнего проявления, в то время, как наука интересуется сущностью, внутренним содержанием жизни.
Во-вторых, белковые тела не обязательно являются живыми. Например, если в живом мясе содержится до 14% белка, то в неживой муке его содержится 11%, то есть всего на 3% меньше.
В-третьих, постоянный обмен веществ с окружающей природой происходит не только у живых тел, но и в неорганической природе. Например, земля и небо постоянно обмениваются водой: земля дает небу пары воды, а небо льет на землю дожди. Легковая машина, на которой вы едете, непрерывно потребляет бензин и отдает в окружающее пространство выхлопные газы. Но никому и в голову не придет мысль назвать вашу машину “живой”.
В-четвертых, главенствующую роль в биологической жизни играют не белки, а нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Конечно, белки являются важнейшими компонентами живой клетки. Но нуклеиновые кислоты являются еще более важными. Если белки можно назвать “исполнительными” компонентами живой клетки, то такую нуклеиновую кислоту, как ДНК, можно назвать “руководящей”.
В-пятых, многие ученые в настоящее время считают, что жизнь возможна не только на молекулярном (белковом) уровне, но и на элементарном уровне.
Формулировка понятия “жизни”, данная Фридрихом Энгельсом, настолько отстала от современных достижений науки и техники, что от нее начинают отходить даже сами материалисты. Например, крупный и талантливый ученый-материалист Иосиф Самуилович Шкловский пишет:
“Конечно, обмен веществ есть существеннейший атрибут жизни. Однако, вопрос о том, можно ли сводить сущность жизни прежде всего к обмену веществ, является спорным. Ведь и в мире неживого, например, у некоторых растворов, наблюдается обмен веществ в его простейших формах
Существенными недостатками старых гипотез о возникновении жизни на Земле, и в частности, гипотезы академика А. И. Опарина, является то, что они не опираются на современную молекулярную биологию... Эта задача далеко не простая и вполне удовлетворительного функционального определения основного понятия “жизни” пока не существует”.
Другой советский ученый А. А. Ляпунов рекомендует характеризовать живое существо как высокоустойчивую самоуправляемую молекулярную систему, которая содержит в себе генетическую программу размножения и эволюции. Такая формулировка живого существа является также несостоятельной, потому что она рассматривает живое существо, как кибернетическую систему, в которой нет никакого места для собственной воли и осознанной свободы. Кибернетическая система не является живым существом.
Она не обладает основными качествами живого существа – интеллектом, волей и свободой. Поэтому функциональные (кибернетические) особенности не в состоянии отличить живое существо от неживого вещества.
***